Борщ на стенах посольства: чем опасны интуитивные маневры МИД
12 июля начался конфликт на границе между Арменией и Азербайджаном
В МИД Украины выразили глубокую обеспокоенность по этому поводу и заявили о своей поддержке территориальной целостности Азербайджана. А именно - что провокация вооруженных сил Армении ставит под вопрос мирные переговоры.
Это привело к недовольству в Армении. Украинского посла вызвали в МИД в Ереване, а молодежное крыло старейшей армянской партии «Дашнакцутюн» устроило протесты под украинским посольством. Территорию посольства и украинский флаг облили борщом с криками «Украина, не провоцируй».
В МИД Украины не разобрались в проблеме и писали заявление, пользуясь старым лекалам и парадигмами. Это уже привычно для Киева, который в целом не имеет внешней политики и действует рефлекторно. В результате этого происходит маргинализация восприятия Украины на международном уровне и потеря партнерской поддержки.
Позиция Украины относительно отношений Азербайджана и Армении фактически не изменилась с 1990-х годов. Какой она была с начала ситуации в Нагорном Карабахе, такой и остается. Мы стоим на позиции мирного урегулирования и соблюдения всех подписанных протоколов, соблюдения перемирия. Я думаю, что именно в этом проблема: в МИД писали заявление по старым лекалам и парадигмами, не разобрались до конца, где происходит конфликт и почему. Я не понимаю, при чем здесь территориальная целостность Азербайджана, если конфликт происходит не в Нагорном Карабахе, а на государственной границе. Эта фраза ничего не несла, но она чувствительна для одной из сторон. Тем более что у нас есть большая и очень мощная проукраинская и антироссийская армянская диаспора. Зачем портить отношения на ровном месте?
Однако не вижу в заявлении нашего МИДа проявления какой-то государственной политики. Документ вполне логичный к заявлению о территориальной целостности Азербайджана. Но она и не свидетельствует о том, что мы занимаем чью-либо позицию. Это просто эксцесс исполнителя на уровне средней бюрократии. Это уже привычная для нас ситуация: когда совершают какое-то действие, и оно приводит к негативным последствиям, то этот пожар пытаются поскорее потушить.
Я надеюсь, что этот небольшой скандал не повлияет на наши отношения с Ереваном. «Дашнакцутюн» - это старейшая политическая партия Армении, ей более 100 лет. Это националисты. Но я не думаю, что борщ на стенах нашего посольства как-то угрожает нашей стране. Это просто эмоциональная реакция, свойственная и украинским националистам возле посольства какой-либо страны, которая поддержала, скажем, аннексию Крыма.
Но такой «прокол» со стороны украинского МИДа произошел не впервые и не в последний раз, учитывая состояние нашей внешней политики. Такая необдуманность в заявлениях относительно внешней политики - это очень опасно. Это уже привело к негативным последствиям. Мы маргинализированы на международной арене, потому что отсутствует видение себя во внешнем мире. У нас нет сейчас крепких отношений, не можем сказать, что полагаемся на государства или коалиции государств, которые стоят на защите наших интересов. В полноценном понимании внешней политики у Украины нет. Есть рефлексивные действия в ответ на внешние раздражители, которые основаны на старых шаблонах и интуитивных маневрах отдельных людей. Это несет большую угрозу. Потому что маргинализация означает, что у вас нет национальных интересов, вы не способны ставить задачи и цели, определять приоритетность, оптимизировать ресурсы. И за вас это делают внешние игроки - и вы становитесь зависимыми от внешних процессов, которыми управляете. Это грозит потерей суверенитета и независимости. Мы можем прийти к такому состоянию, когда не сможем управлять своей страной так, как хотим, и выбирать тот путь, который хотим.
Символично, Армения и Азербайджан являются членами СНГ. Это еще раз показало, что эта организация - мертва. Она ничего не решает, не имеет серьезного политического и экономического влияния. Это просто консультативная площадка, где страны бывшего СССР собираются чисто для проформы. С самого начала СНГ так и не стал влиятельной мощной региональной организацией, какой ее задумывали в 1990-х. Поэтому, к слову, Украина ничего не потеряла от выхода из нее.
Сейчас никто не знает, с чего началось столкновение. На границе между двумя странами есть общие территории. Группа азербайджанских солдат поехала в сторону армянской границы, там что-то случилось, они покинули свой автомобиль и вернулись обратно. Что произошло потом - неизвестно. Одни источники говорят, что они попытались вернуть свое авто и началась стрельба. Другие - что просто страны начали бить друг друга из артиллерии. Третьи источники сообщают о том, что какая-то из сторон попыталась отхватить часть спорных приграничных районов.
Кто первый открыл огонь - никто не знает, и это уже и не важно. Сейчас интересно посмотреть, как быстро все закончится. Потому что 14 июля прозвучали угрожающие заявления со стороны Турции, что они поддерживают Азербайджан. Я не думаю, что Анкара вмешается, хотя такой риск есть, учитывая агрессивную наступательную политику Реджепа Эрдогана на всех фронтах. Также возможно, что в конфликт вмешается Россия. Я думаю, что она будет защищать Армению. Думаю, тогда Москва и Анкара будут вести переговоры, как это было в Сирии или Ливии. Но эскалация не несет критической угрозы интересам Турции, выгоды от какой-то кампании слишком туманны, поэтому, я думаю, все ограничится лишь заявлениями.
Что касается угрозы удара Азербайджана по армянской АЭС, то я думаю, что такая вероятность маловероятна. Это, скорее, чисто политические заявления сторон, которые должны демонстрировать их решимость и жесткость друг к другу. Но практическая реализация этих угроз приведет к катастрофическим последствиям для мирного населения и приграничных районов, поэтому я не считаю, что руководство Баку и Еревана сейчас заинтересовано в такой эскалации.