Четыре причины Путинского ядерного шантажа
Активизировались дискуссии о форматах и возможностях завершения войны в Украине
Владимир Путин провёл заседание постоянного совещания Совета Безопасности РФ по ядерному сдерживанию на котором сообщил об изменении ядерной доктрины РФ. Примечательно, что ещё в июне вопрос о возможности ядерного оружия поднимался на Петербургском экономическом форуме и тогда президент России заявил об отсутствии соответствующего уровня угроз. Однако, уже в сентябре, исходя из опубликованной информации, Кремль существенно снижает порог допустимости использования ядерного оружия. Логично задаться вопросом о причинах такого решения и выбора времени для соответствующих заявлений.
Внешний антураж решения
Обращает на себя внимание внешний антураж данного решения. Документы такого порядка, как правило, разрабатываются без лишнего освещения в прессе и становятся известными прессе только публикации «открытой» их части.
В данном случае мы имеем дело, с пиар-сопровождением решения ещё до появления текста доктрины. Причём в виде полной стенограммы выступления Путина на сайте Кремля. Которая содержит ряд политических тезисов но максимально лишена конкретики по механизмам использования ядерного оружия. Проще говоря, Путин сказал что может нанести удар, но ни словом не обмолвился о его возможных масштабах в каждом из озвученных им сценариях.
Что, естественно, оставляет место для полёта фантазии у ряда получателей информации.
Вторая составляющая – время принятия решения и соответствующих заявлений. Тут сходятся в одно сразу несколько процессов.
- Атака ВСУ на Курскую область стала неприятным сюрпризом для Кремля и информационным поводом, заставившим даже ряд подконтрольных ресурсов публично усомниться в результативности «СВО». Попытка выдавить украинские силы пока не принесла результата.
- В то же время Россия, несмотря на внушительное (по сравнению с январём-июнем) продвижением в Донецкой области, не смогла захватить ни одного крупного города. То есть картины «победы на фронте» для нейтрализации негатива от Курской проблемы обеспечить не удалось.
- За последние месяцы ВСУ существенно нарастили интенсивность ударов по тыловым районам России и смогли поразить несколько крайне важных (и самое главное — заметных обывателю) целей. Речь идёт о нефтебазах, складах вооружения.
- Начался процесс передачи Украине авиации, а последние недели идут дискуссии о целесообразности разрешения Украине использовать дальнобойное западное оружие для ударов по тыловым районам России.
- Активизировались дискуссии о форматах и возможностях завершения войны в Украине. Причём с достаточно широким разбросом тезисов, в том числе со стороны руководства стран ЕС. Достаточно вспомнить заявления Чешского президента. Дискуссии в кандидатов в президенты США. И, естественно, очередное оживление КНР и Бразилии с предложением своего алгоритма завершения войны. На этом фоне президент Зеленский внешнеполитическое турне, где целью является не участие в Генассамблее ООН, а встреча с рядом европейских и американских политиков для обсуждения своего видения выхода из войны.
- И, наконец, активная политика КНР по усилению своего присутствия в регионах, которые в Кремле привыкли считать зоной своего влияния.
Учитывая сказанное выше, публичная коммуникация Путиным темы возможного использования ядерного оружия является, скорее, информационной операцией или, если хотите «ядерным шантажом» ряда государств.
В каждой информационной операции есть свои целевые группы, цели и задачи. В данном случае можно условно определить четыре ключевых блока посылов Путина:
Реальности современной России
Контроль Украиной части Курской области и регулярные атаки на тыловые объекты в России ставят под сомнение успешность проведения не только так называемой «СВО», но и способности военного руководства обеспечить защиту собственной территории. А это уже становится внутриполитической проблемой лично для Путина. С одной стороны есть факт атаки на территорию РФ, который остался, фактически, без ответа. С другой, и это производная от предыдущего тезиса, есть необходимость усиления ВС. Что связано с темой мобилизации, не на шутку пугающей «рядового россиянина». Одним из ответов было недавнее решение об увеличении численности армии. Вторую составляющую информационной операции наблюдаем сейчас. Путин заявляет о снижении порога допустимости ядерного удара, где, среди прочего, упоминает не только возможное использование западного оружия ВСУ, но даже атаки беспилотниками. Теоретически, это может на время «успокоить» граждан РФ. Дескать, ранее не было нормативных документов, которые бы позволили «ответить».
Дальнобойное оружие Украине
Вопрос использования ракет и авиамомб западного производства для ударов по российской территории сегодня уже не является вопросом гарнатированной безопасности тыловых областей РФ. Украина демонстрирует, что может поражать достаточно важные объекты оружием собственного производства. Но, такое разрешение (если оно будет) с одной стороны, резко усиливает возможности ВСУ, с другой носит политический характер, снимая «ментальные ограничения» на поставки в Украину большего количества современных и мощных образов вооружений. Но с 2022 года уже прошло более двух лет и для ряда политиков стран НАТО вопрос стоит не в виде «обеспечит ли такое разрешение военный успех Украины», а в виде «насколько это может затянуть войну».
Соответственно, заявления Путина, тут дам цитату, « агрессию против России со стороны любого неядерного государства, но с участием или при поддержке ядерного государства предлагается рассматривать как их совместное нападение на Российскую Федерацию», направлены как раз на политиков США, Франции, Великобритании. Путин не столько угрожает им войной, сколько использованием «ядерной дубинки» в случае негативного хода того, что в РФ называют «СВО».
Подобный шантаж вряд ли быстро изменит объёмы помощи, предоставляемой Украине, но вполне может стать дополнительным аргументом для политиков, которые выступают против переноса войны на российскую территорию.
Сигнал и на Запад и на Восток
Понижение порога допустимости применения ядерного оружия является так же и политическим сигналом, направленным на сохранения статуса «супердержавы», как это себе представляют Путин и его окружение.
Сегодня РФ не может обеспечить удержание своей зоны влияния, в том числе и на территории бывшего СССР. Значительная часть государств региона (а так же балканских государств, стран Африки) находятся в поиске новых партнёров, среди которых, кроме европейских государств есть Турция, КНР. Созданная РФ ОДКБ фактически не выполняет роль военного блока. На этом фоне заявление о возможном применении ядерного оружия направлены как странам Запада, так и востока. Вновь приведу две цитаты Путина:
- «мы видим, что современная военно-политическая обстановка динамично меняется, и мы обязаны это учитывать. В том числе возникновение новых источников военных угроз и рисков для России и наших союзников»
- «в проекте Основ расширена категория государств и военных союзов, в отношении которых проводится ядерное сдерживание»
Таким образом, Путин пытается намекнуть, что готов защищать зону российского влияния, в том числе используя элементы угрозы ядерным оружием. И отдельный пункт насчёт Беларуси служит «расшифровкой» либо «демонстрацией» намерений. Прич ём, учитывая, активную игру КНР на беларуском направлении начиная с июня месяца, адресат послания (как минимум беларуской его части) находится, скорее, в Пекине, чем в Вашингтоне.
Приглашение к разговору
Подводя черту, можно утверждать, что Путин вновь пытается использовать ядерный шантаж для начале переговоров с ключевыми геополитическими игроками. Речь идёт не о завершении войны в Украине, а о переформатировании мировой системы с сохранением за Россией некоего «исключительного» статуса. И ядерное оружие — едва ли не последний аргумент Путина. Ведь экономически РФ давно не супердержава, в военном отношении уже не совсем, да и политически, учитывая постепенный развал российской зоны влияния, тоже.
Для Путина важны именно переговоры о глобальных вопросах. В таком случае война в Украине является лишь «элементом» глобальных договорённостей и в Кремле рассчитывают на возможность обмена уступками по периферийным (для РФ)направлениям обменять на уступки наших партнёров по украинскому кейсу.