Что должен понимать каждый украинец о войне. Десять пунктов
Это война на устойчивость – не только вооруженных сил, а обществ
Сейчас очень сложный этап:
- Война продолжается в фактически позиционном формате, уносящем немало жизней каждый день.
- Положительных новостей с фронта, которые могли бы поддержать дух общества, нет.
- Общество очень устало и хочет положительных новостей, в то же время готово потреблять отрицательные, чтобы заполнить пустоту.
- У России серьезные проблемы финансово-экономического, внутриполитического (управленческого) и военного характера – серьезные, но не критические. Она еще не лопнула и в ближайшее время не собирается.
- Силы в России, стремящиеся к примирению с Западом (кто искренне, кто хитроумно ради восстановления военной способности), работают на максимуме мощностей.
- Национально-освободительные движения народов РФ набирают силу медленнее, чем нужно.
- У западных элит нет картинки послевоенного устройства мира – а пока она не сложится, война не может завершиться. Они признают провал предыдущих стратегий, но не могут составить новые.
- У России есть еще немало «консервов» в западном мире, которые сейчас самое время использовать. В то же время, украинская способность за год не выросла.
- Украинское государство не имело и не имеет стратегии относительно будущего России. Это вызывает на Западе неверное впечатление, что Украина готова полностью делегировать решение этого вопроса Запада.
- На Западе разворачивается диалог на тему «что дальше», который по желанию очень легко трактовать как диалог о границах западной помощи. Украина в этом диалоге не предлагает своей позиции.
В этой ситуации, несмотря на нарастающие поставки оружия и постоянные западные заявления о поддержке до полной победы, столько, сколько потребуется, – у украинского общества неизбежно возникнет синдром «нас сливают».
Как истощенное украинское общество на это отреагирует, неизвестно. Но именно к этому стремятся российские стратеги. Они прекрасно понимают невозможность военной победы над Украиной – значит, нацеливаются на невоенную победу, и пригожин вам об этом ничего не расскажет, потому что у него клепки хватает только зэков гонять.
Но в наших неурядицах будет виноват не Запад, который нас сливает, а мы сами. Нам нужно четкое видение послевоенного мира и государственная стратегия, прокоммуникированная украинскому обществу, Западу и потенциальным союзникам в РФ. Это что касается государства.
Что касается общества, оно должно осознать, что мы на тяжелом этапе этого марафона, и нам снова, как в начале войны, нужно сплотиться, чтобы не упасть. Установить четкие приоритеты: победа прежде всего, все остальное – противостояние авторитаризму, коррупции, олигархам, допишите что хотите – является следующим приоритетом после победы. Ничего не забывать, ничего не прощать, но откладывать распри на потом. Это война на устойчивость – не только вооруженных сил, но и обществ. Кто первый упадет, тот проиграл. Кто проиграл, того история (написанная победителем) назовет всеми плохими словами, за которые банит Марко Сахарная Гора.