Что знал Залужный
Украине придется воевать в 2024 году «с более ограниченным бюджетом»
Залужный точно знал, какой будет новая стратегия 2024. Теперь ее озвучили в США: глубокие удары при ограниченном бюджете, прочное закрепление на позициях и накопление ресурсов для решающей атаки.
The New York Times опубликовал уже привычную регулярную статью о войне в Украине: «США рекомендовали Украине временно закрепиться на имеющихся позициях и наращивать собственное производство оружия».
Задача: «создать достаточно убедительную угрозу для России, чтобы та пошла на переговоры в конце 2024-го или в 2025-м».
Отдельно отмечено, что Украина ищет «творческие способы» вывести Россию из равновесия. Имеются в виду успешные атаки на Крым, на флот по всем побережьям Черного моря, на производства, склады, логистические узлы и «узкие места» транспортировки в глубоком тылу. И это уже работает.
Обозначены два столпа предотвращения поражения от России: новая стратегия и надлежащая поддержка от союзников. Фактически, это то, что утвердил в своей статье генерал Залужный. Для разработки годовых планов по обоим пунктам США отправили к нам трехзвездочного генерала (генерал-лейтенанта Антонио А. Агуто-младшего, который руководит поддержкой Украины с базы в Германии).
Относительно поддержки, правда, указана досадная реальность: Запад просто не имеет ожидаемых запасов оружия и особенно снарядов. ВПК последние десятилетия не ориентировался на полноценный государственный оборонный заказ, только на достаточно скромные коммерческие частные контракты. С финансами, учитывая госдолг США, тоже не все хорошо. Поэтому этот момент уже определен окончательно: Украине придется воевать 2024 года «с более ограниченным бюджетом».
Очевидно, генерал Залужный это прекрасно понимал еще летом, до начала бюджетных дебатов – поэтому и обозначил основную ставку на новую стратегию, а не на деньги или поставки. Правда, главком тогда, в The Economist, эту стратегию так и не назвал (хотя уже очевидно, что точно знал о ней). Теперь же ясно, что основой новой стратегии при ограниченных ресурсах будут глубокие удары по врагу с накрытием стратегически важных целей.
С точки зрения неспециалиста – вполне жизнеспособный подход. Он действительно может оправдать себя. Конечно, при условии, если изменится государственная политика Украины в сфере собственного производства, коррупции, государственного содействия ориентированию экономики на военные нужды (потому что сейчас это фактически государственное сдерживание, как не препятствование и прямые запреты).
***
И отдельный принципиальный момент, обозначенный американскими чиновниками: чтобы выиграть войну, Украине не надо возвращать всю территорию. То есть, стратегические планы не должны охватывать битвы за каждый из почти 20% оккупированной территории. Сконцентрироваться на жестоких отсекающих ударах на ключевых направлениях, получить «несколько стратегических и символических побед» (за укрепление обороны и наращивание собственного вооруженного производства) – и этого будет достаточно, чтобы Кремль взвесил риски и расходы и дал заднюю.
Это тоже выглядит реалистичной оценкой перспектив.
Кроме того, Украина уже делает достаточно успешные шаги в направлении собственного оружейного производства: тяжелые и обычные дроны, соглашение с Rheinmetall (18 октября 2023 года уже официально зарегистрировано ООО «Райнметалл – УОП» и получен код ЕГРПОУ)... Хотя, конечно, это еще даже близко не «перевод экономики на военные рельсы» и не «наращивание достаточно собственного оружейного производства».
В любом случае, для возвращения территорий и отбрасывания оккупантов воевать должна вся страна. А с этим у нас все до сих пор печально.