Деньги для Гройсмана
Денег нет. Так премьер-министр Украины Владимир Гройсман говорит. Вообще-то он не оригинален.
Любой нормальный глава правительства в любой нормальной стране повторяет эту фразу чаще, чем нормальный мужчина «я тебя люблю» во время медового месяца. Работа такая у премьера. Сводить в общую смету желания политиков и возможности налогоплательщиков. Но справедливости ради стоит отметить, что деньги есть, просто их не хватает на все. И нужно просто правильно расставить приоритеты.
Итак, Владимир Гройсман заявил, что реформа образования обойдется в $3 миллиарда, поэтому Украина сейчас не может себе ее позволить. Я на днях писал про законопроект реформы образования, так что слова премьера принял близко к сердцу. И позволю себе с ним не согласиться. «Новый закон об образовании, то есть новая система образования в нашей стране, будет стоить 3 миллиарда долларов. И здесь возникает вопрос, сможем ли мы сделать это исходя из того, что у нас есть экономические проблемы сегодня, накопившиеся за десятилетия, или нет? Очевидно, что сейчас нам это не по карману. Это означает, что реформа образования будет пролонгирована, и это не очень хорошо», – говорит Гройсман. А давайте почитаем, как состоятельные кроты в фильме про Дюймовочку.
Начнем с того, что образование у нас в глубоком кризисе. Оно фактически не менялось со времен УССР, а доходы нынче у государства не те. И образование стоит денег. Ежегодно. И неэффективная система обходится бюджету гораздо дороже. Так что реформировать ее необходимо. Хотя бы ради того, чтобы потраченные налогоплательщиками деньги работали на детей. Каждая копеечка делала их умнее и эффективнее. Не содержать громадный аппарат чиновников, не создавать видимость работы, имея 45 учеников в классе на Позняках или трудовика, который ведет ко всему еще английский, физику, математику и историю в сельской школе.
Если у нас нет больших денег, давайте тратить имеющиеся разумно. А для этого нужна реформа. Не пролонгированная до следующего премьера, не отложенная на неопределенный срок. Реформу образования нужно было делать лет двадцать назад. Или хотя бы сейчас. Потому что система без реформы тоже пожирает кучу денег. Так себе экономия. И она неизбежно рухнет – как рухнет советский и неэффективный Пенсионный фонд, как рухнет советская неэффективная медицина. Меняйся или умрешь – самый актуальный лозунг для целого ряда отраслей украинского государства. А что касается формулировки «денег нет», то премьеру из Винницы я с удовольствием отвечу типичной донецкой формулировкой – «А если найду?» А ведь я найду. Найду у кого забрать ради создания в стране нормального и качественного среднего образования.
Начнем, чтобы далеко не ходить, с самой системы образования в Украине. Я понимаю, зачем нужны учителя. Понимаю, зачем нужен завуч, директор и даже техничка. А зачем нам 150 чиновников в районном отделе образования понять не могу. Зачем нам эти переименованные, но принципиально не изменившиеся с советских времен районо, гороно, облоно и прочее оно? Проверять качество знаний в школах будет новая инспекция, куда более компактная, мобильная и не в пример дешевле действующего монстра. Купить продукты для школьной столовой и выбрать подрядчика для ремонта крыши без армии чиновников тоже не слишком сложно. Всю эту толпу, кстати, финансирует не Минобразования, а местные советы. Так может им лучше на школах сосредоточить финансирования? Тогда у Гройсмана, глядишь, сойдется смета.
Идем дальше по образованию? По самым больным местам, чтобы два раза не возвращаться. Если у нас нет денег дать всем детям нормальное среднее образование, государственное финансирование ВУЗов выглядит уже излишеством. Давайте полностью обеспечим школы, чтобы наш выпускник смело поступал в любой ВУЗ (если есть такое желание), а уже на высшие – что останется. Потому, что если система криво будет работать на ранней стадии, на финише все равно не вытянем. Понятно, что тут куча нюансов, компромиссов и сценариев – от частных ВУЗов до грантовой системы или по западному образцу сращивание исследовательских процессов и обучения. Платить за высшее образование это нормально. А вот бесплатное и в сотый раз повторю – современное и качественное обучение в школах мы должны и можем обеспечить.
Качественное современное среднее образование для нас не просто вопрос престижа или возможности конкурировать на рынке труда. Это принципиальный выбор между 19 и 21 веком. Образование это в перспективе главный потенциал для развития Украины. Ответ на вопрос – что у нас будет развиваться. Возможно, исследовательские центры и строительство космических кораблей. А может будем вручную сажать картошку и прикручивать колеса к «машинокомплектам». Так что выбор за нами.
Экономить на образовании, особенно на школьном нельзя. Если в школе не выучили, шансов наверстать в ВУЗе практически нет. А вот на Минкульте, например, сэкономить можно. Потому что чиновники от культуры выглядят еще более странно, чем чиновники в районо. Конечно, все на своем месте приносят какую-то пользу, а некоторые даже немножко вредят, но когда у нас нет денег на школы – сокращать чиновников во всех отраслях нужно быстро и без промедления. И госпредприятия, которые в большинстве своем тянут деньги из бюджета, а не приносят их – продавать без жалости. Да, это не добавит рейтинга премьеру и депутатам. Чиновники – люди злопамятные. Но я и не обещал Владимиру Борисовичу повысить рейтинг. Я обещал найти деньги на школьную реформу.