Догонит ли Украина Польшу и при чем здесь инфляция?
Лишь модель опережающего развития может уберечь Украину от экономического и демографического краха
Часто можно услышать размышления на тему, сможет ли Украина достичь уровня Польши или, прости Господи, Германии.
Простые расчеты показывают, что Украине нужно будет расти в диапазоне 10-15% в год и многие приходят к выводу, что это нереально.
На самом деле, достижение Украиной уровня ВВП в 500 млрд и 1 трлн в обозримом будущем (горизонт 10 лет), вполне возможно.
Объясню почему.
Есть номинальные темпы роста ВВП в гривне.
Здесь все плохо: с низкими темпами на уровне 3-3,5%, мы за шесть последних лет так и не восполнили потери в 2014-2015 годах (на уровне почти 20%).
А вот если взять темпы роста ВВП в долларовом эквиваленте, то здесь все не так и печально: с 2017-года темпы роста на уровне 17-20% за исключением 2020 года, когда произошел кризис.
И целых 28.6% в долларе в 2021 году накануне войны.
С 90 млрд дол в 2015-м году, ВВП Украины в увеличился в 2021 до 200 млрд дол, то есть более чем в два раза за пять лет (пандемический год в расчет не берем).
За счет чего этого произошло?
Дефлятор роста ВВП или инфляционный фактор.
Дефлятор разгонял номинальное значение ВВП в гривне, а стабильный курс гривны – формировал очень комфортный для нас валютный эквивалент валового продукта.
Это прекрасная иллюстрация против догматов «антиинфляционистов», которые борются с инфляцией ценой экономического роста и рабочих мест.
Оказывается, страна и население может богатеть при умеренной инфляции на уровне 10-15%.
Можно даже заострить: именно инфляция на фоне стабильного курса позволила украинцам немного увеличить свое благосостояние с 2016 года.
Реальные темпы роста ВВП (без инфляционного фактора) на уровне 3% в среднем, принесли бы только бедность и ловушку низких доходов.
Кстати, наибольшие темы роста долларового эквивалента ВВП наблюдались у нас на пиках разгона инфляции: в 2017 году инфляция составила 13,7%, а рост долларового валового продукта – 20,2%.
В 2021 году инфляция ускорилась с 5% до 10%, а долларовый эквивалент ВВП вырос на 28,6%.
Это показывает, что на отрезке динамичного развития и восстановления экономики, естественная, стимулирующая инфляция для нас составляет 10-15% в год.
И тут я привожу простой пример: что вы выберете?
Инфляцию на нуле, но потеря работы и снижение на 20% своих реальных доходов или инфляцию на уровне 10-15% но большое количество вакансий и рост реальных доходов на 20-25%?
Проблема в том, что рост долларового ВВП в Украине состоялся не благодаря, а вопреки проводимой экономической и монетарной политике.
Точнее сказать, целостной экономической политики как таковой и не было.
Ведь все это время, НБУ реализовывал жесткую монетарную политику и модель инфляционного таргетирования.
То есть боролся с дефлятором ВВП, простыми словами боролся с ростом номинального значения ВВП, всячески замедляя его.
Мы можем лишь порадоваться, что команда монетарщиков-эпигонов в Нацбанке очень плохо реализовывает политику инфляционного таргетирования, так и не достигнув устойчиво низкой инфляции даже ценой экономического роста.
Мы просто должны поблагодарить Нацбанк, что они плохо делали свою работу...
Второй важный момент.
Стабильность гривны при постоянной инфляции выше среднего, увеличивает не только ВВП в долларе, но и долларовый эквивалент внутренних цен на товары.
В результате, национальные производители теряют свою конкурентоспособность, а внутренний рынок заваливает импорт.
То есть такая политика крайне вредна при торговом либерализме и отсутствии государственного протекционизма.
А у нас как раз ужасающими темпами на уровне минэкономики реализовывалась модель импортного либерализма, а на уровне правительства наблюдалось полное отсутствие в части поддержки внутреннего рынка и национальных товаропроизводителей.
При каких условиях можно минимизировать указанные выше токсичные побочные явления модели роста?
- Нужно таргетировать рост ВВП совместными усилиями кабмина и НБУ (формат «расширенного правительства»).
- На этапе подготовки к «большому толчку» и на этапе «большого толчка» (на стадиях роста модели стадийности развития Ростоу) – допускать инфляцию выше среднего.
- Стабильность национальной валюты необходимо поддерживать за счет продуктивных источников (экспорт товаров и услуг и приток иностранных инвестиций, детенизация капитала), а не за счет кредитов и спекулятивных инвестиций нерезидентов в ОВГЗ.
- По мере роста платежеспособности внутреннего рынка, необходимо усиливать его защиту за счет импортных пошлин, технический требований и технологический регламентов.
- По мере роста долларового эквивалента ВВП нужно находить более надежные источники развития: не только цены на сырье, но и товары с высоким уровнем добавочной стоимости.
Кроме того, должны появляться эффективные инструменты поддержки национальных производителей, чтобы профит роста шел не на импорт, а на потребление внутренних товаров.
Резюмируя: выход на ВВП в 500 млрд дол, а затем – на уровень 1 трлн дол, возможен в горизонте 10-15 лет.
Необходимо просто применять эффективные модели роста и сбалансированную политику.
Ну и напоследок: лишь модель опережающего развития может уберечь Украину от экономического и демографического краха.