Экономика Украины. Пришло время системных решений

Способны ли власти вытянуть экономику из пике?
фото из открытых источников

Мы должны поднимать инвестиционную привлекательность нашей страны

Системное решение сейчас – это «индийский танец» экономического Шивы.

Нам нужно провести аннигиляцию старых иллюзий.

Цель этого танца – освобождение экономики от иллюзорной сетки прошлых ошибок и дурной кармы тупиковых моделей развития.

Нужно творить не разрушение, но перерождение. В хорошем смысле этого слова.

Каким должен быть этот танец?

Одной рукой вкручивать лампочку на потолке, а другой – гладить сидящую у ног собаку.

На макроуровне («закручивать лампочку») – сильное государство, способное быть глобальным предпринимателем, эффективно защищающим свой внутренний рынок и экономическую среду, включая освоение внешних рынков.

Государство регулирующее монополии и обеспечивающее равные, симметричные правила внутренней конкуренции.

И на микроуровне («гладить собаку») – формирующее пространство свободы для микропредпринимателей, обеспечивающее новый социальный договор.

Борьба с коррупцией здесь – именно та опция, которая должна обеспечиваться не от противного («путем уничтожения кухни вместе с тараканами»), а функционально.

Можно ради борьбы с коррупцией ликвидировать санитарных врачей и санитарно-эпидемиологический контроль. А потом, когда начнется эпидемия, оказаться с одним единственным главным санврачом и слушать его бред.

Или отменить санэпидемстанции и травиться шаурмой.

Но без качественных институций, инвесторы к нам тоже не придут. Для инвестора – страна без институций также непривлекательна как и страна с коррупционными институциями.

Без качественной институциональной среды (а не выжженной среды), мы не построим ни эффективную армию, ни привлекательную экономику.

Две компании, которые часто обвиняли в коррупции: Государственная зерновая компания и Укрспирт.

По слухам, в первой компании, срок управленческой жизни директора госэлеватора составлял один летне-осенний сезон.

А потом – на выход, как бы хорош ни был.

Потому что зарабатывал человек столько, что и на праправнуков оставалось.

Заработал сам – дай заработать другому: целая очередь желающих стояла.

Ну и на Укрспирте кто только не зарабатывал. Почти все партии отметились.

И теперь у нас два варианта действий.

Первый – приватизировать.

Министр экономики и сельского хозяйства Милованов запустил приватизацию Укрспирта.

Государственные спиртовые заводы скупают «водочники», но не для развития, а исключительно ради лицензии на производство спирта.

Ведь вся их водка – это государственный спирт, разбавленный водой, плюс маркетинг.

Но в спирте – основная добавочная стоимость.

Покупка спиртзавода позволяет всю прибыль получать самому.

В итоге, бывшие спиртовые госзаводы режут на металлолом, как когда-то сахарные.

Осенью хотят пустить в ход госэлеваторы – приватизировать.

Ведь они сейчас на вес золота, их новые собственники сорвут мегакуш: дешевые цены военной модели приватизации и огромная прибыль, так как все хотят сохранить зерно на фоне узкой логистики.

А что делало бы эффективное государство?

Создало синергию хранения зерна и производства спирта.

Закупка государством зерна у фермеров по рыночной цене (сейчас у них покупают ниже себестоимости).

То есть первый эффект – интервенции государства на зерновом рынке по покупке зерна и поддержка фермеров.

Второе – хранение этого зерна на государственных элеваторах, в том числе в качестве госрезерва.

Создание терминалов по хранению госрезерва на западной границе и в Польше.

Третье – загрузка в три смены государственных спиртовых заводов по переработке зерна с целью повышения добавочной стоимости экспорта и снижения нагрузки на портовую логистику: спирт можно экспортировать спиртовозами и железной дорогой.

Снижение физических объемов сырьевого экспорта и, одновременно, повышение добавочной стоимости при снижении физического объема экспортируемых продуктов переработки.

Сразу оговорюсь – не ищите здесь чьего-то интереса. Его тут просто нет. Не ведется такой дискурс у нас в правительстве.

Это мои мысли вслух.

Хотя один интерес все же есть – государственный, как это слово у нас не пытались замылить.

Ну и понятно, что подобные проекты возможны лишь при условии, что такая «курица» будет нести золотые яйца в бюджет, а не в карман околостоящих и околосмотрящих.

Но когда как не во время войны разобраться с коррупцией? По законам военного времени.

Когда как не во время войны принимать системные решения?