Европа ожидает тарифных протестов этой зимой
Популисты всех стран будут расшатывать ситуацию из-за высоких цен на энергоносители
Рынки в ожидании. В ожидании речи. И это не судьбоносная речь политика, который должен определить стратегию развития страны или цивилизации на ближайшие 100 лет. Или сказать «Я устал я ухожу». Нет, на этой неделе проходит традиционная встреча в Jackson Hole, никак не связанная с памятью о Майкле Джексоне. И рынки ждут выступления главы ФРС, который должен намекнуть, что регулятор будет делать дальше. Прямо сказать он не может, так не принято. Поэтому будут искать намеки, полутона, смотреть на цвет галстука и вслушиваться в тембр голоса.
По идее рынки интересует ответ на один вопрос – «50 или 75». Как сильно ФРС подымет ставку в следующий раз. И не заметило ли ФРС, что инфляция замедляется. И не решило ли ФРС, что поддерживать рост экономической активности важнее, чем бороться с инфляцией. Как и подобает кульминационным событиям, речь запланирована на конец недели, когда рынки будут закрыты и спекулянты прильнут к своим телефонам где-то вне своих офисов, вооружившись, кто корвалолом, кто виски.
В то же время, цена на газ в Европе достигла отметки в 3200 долларов за тысячу кубометров, давно оторвавшись от реальности. Туда же улетела цена на электричество, где цена энергии в пересчете на нефть уже составляет тысячу долларов за баррель. Последняя, кстати, помимо рекордного уровня еще и реально важнее для обычного гражданина ЕС. Цена на нефть, несмотря на все усилия администрации Байдена, отказывается снижаться и вновь вернулась к отметке в заколдованные 100 долларов за баррель.
В общем, этой зимой лозунг Юлии Тимошенко «Тарыфы» возьмут на вооружения все европейские популисты, простимулированные Кремлем, направившись на площади городов. Как и любой известный нам «тарифыный Майдан», этот тоже будет финансировать за нефтяные деньги. И только норвежцы сидят себе тихо и хотят, чтобы никто не замечал, как они радостно считают деньги, ведь помимо рекордных доходов от продажи газа, вся электрика в стране – это гидро, независящая от энергетических войн Кремля. И если вы тоже начинаете испытывать острую неприязнь к этим ни в чем невиновным людям, то можете утешать себя, что с начала года норвежский фонд благосостояния потерял 17% от собственной стоимости на падении фондовых рынков. Правда, цена акции как падает, так и растет, и иногда слишком сильно растет, перед тем, как упасть. Но если не заморачиваться в такие детали, то можно немного поерничать, чтобы компенсировать зависть.
Где тарифы остаются стабильными, так это в Украине
В этом году население не почувствует рост стоимости газа. Вопрос, почувствует ли население тепло зимой пока остается открытым. И тут проблема в том, что слишком много неизвестных и пока никто не посчитал достоверно, например, хватит ли теперь, на фоне падения спроса из-за войны, собственного запаса газа собственной добычи (импортировать по цене в 3000 тысячи долларов не имеет никакого смысла), особенно на фоне вероятного полного отсутствия транзита российского газа в самые холодные месяцы года.. И если математически газа хватит, то хватит ли давления в системе, чтобы весь этот газ поднять из хранилищ. Кстати, последний вопрос интересует и украинских добытчиков газа, которые сейчас активно закачивают его в хранилища, но не могут быть уверены, что именно их газ не останется там лежать всю зиму. А отключение запорожской атомной станции, которое уже случилось на этой неделе, ставит вопрос о том, что будет зимой, ведь эта станция дает 25% от всего украинского электричества и 50% от мощности украинских атомных станций. И достаточно ли падение спроса в результате войны, чтобы компенсировать такие потери.
Где ситуация стабильна – так это на внутреннем валютном рынке. Гривна на межбанке стоит там, где ее привязал НБУ, а на кешевым рынке торговалась без особых колебаний чуть ниже 41 гривны за доллар. Также без изменений проходят и аукционы Минфина, по размещению внутреннего долга. На них по-прежнему никто не приходит. Поэтому также стабильно мы увидели новые 30 млрд гривен от Нацбанка, напечатавшего свежую порцию свежей гривны на этой неделе. В плане финансирования нашего дефицита бюджета очень к месту пришли подарки на день рождения (День Независимости) от американцев, которые приняли решения ка ко выделении военной помощи на 3 млрд долларов, так и гранта на те же 3 млрд долларов. И не то, что дядя Сэм или дедушка Байден такие сентиментальные. Просто в сентябре в штатах заканчивается финансовый год и надо успеть выделить все из запланированной помощи в 40 млрд долларов, а иначе все сгорает. Но в любом случае приятно, что на День независимости мы получили не только ракеты от Путина, не только улыбку Джонсона на Хрещатике, но и миллиарды от Вашингтона.