Инфляция в украинской экономике: Нацбанк вынужден пересматривать стратегию
Почему инфляция Украины не отвечает прогнозам Нацбанка
В апреле уровень годовой инфляции остался на уровне 3,2%, что в очередной раз засвидетельствовало низкое качество прогнозов и усилило сомнения в соответствии монетарной политики экономическим условиям.
Не прошло и 10 дней после обнародования Национальным банком Инфляционного отчета, как уже становится очевидным, что его прогноз инфляции на ІІ квартал – не сбывается, ведь НБУ ожидал, что по итогам ІІ квартала инфляция ускорится до 5,3%.
Таким образом, инфляция уже 2 месяца подряд находится ниже нижней границы целевого диапазона НБУ. В начале прошлого года НБУ ожидал вхождения в этот целевой диапазон только с 2026 года.
Инфляционные прогнозы НБУ являлись основой для применения жестких параметров монетарной политики. Их неточность фактически стала причиной того, что государственные финансы и реальный сектор понесли убытки от чрезмерных затрат на обслуживание заемных средств.
Ключевая причина погрешностей в инфляционных прогнозах НБУ – применение несовершенного модельного инструментария, не учитывающего всю полноту факторов, влияющих на инфляцию, отсутствие моделей по прогнозированию структурной инфляции.
Основным фактором, обусловившим стремительное падение инфляции было сокращение совокупного спроса (реально остается ниже на 22% относительно довоенного уровня). Ключевые факторы сокращения спроса – война, выезд беженцев за границу (около 6,5 млн человек), мобилизация мужчин в ряды ВСУ, высокий уровень безработицы (около 20% рабочей силы), а также жесткая монетарная политика НБУ, ограничившая поступление заемных средств в экономику (уровень кредитования за год сократился с 20% ВВП до 15% ВВП).
Также на понижение уровня инфляции повлияло перенасыщение внутреннего рынка аграрной продукцией после рекордного урожая. В годовом исчислении упали цены на такие категории товаров как хлебопродукты, растительное масло, сахар, яйца, овощи.
Весомым сдерживающим фактором инфляции есть стабильность обменного курса, который уже 1,5 года сохраняется на уровне 37-40 грн за 1 дол. США, что способствует стабилизации цен на импортные товары. С начала войны Украина получила около $85 млрд внешней финансовой помощи (в т.ч. от МВФ – $8,1 млрд), что позволило не только покрыть дефицит платежного баланса, но и нарастить валютные резервы. Последующая стабилизация валютной позиции зависит от достаточности и ритмичности поступления внешней помощи.
Сдерживающим фактором роста инфляции есть сохранение Правительством частичного моратория на повышение жилищно-коммунальных тарифов. Однако данный фактор следует рассматривать как отсрочку прироста цен, поскольку будущая рыночная коррекция этих административных тарифов будет неизбежна.
Кроме того, потенциально значительные инфляционные риски сохраняются со стороны фискального дефицита, уровень которого достигает 22% ВВП за текущий год (без учета грантов). Однако, на данный момент влияние фискального дефицита на рост цен ограничено, поскольку его размер составляет лишь 2/3 от потерь номинального ВВП по сравнению с довоенным периодом. Также «фискальную инфляцию» сдерживает тот факт, что более 50% государственных расходов направляются на оборонные нужды, преимущественно не влияющие на активизацию спроса.
Последующие перспективы инфляции будут определяться как проинфляционными, так и контринфляционными факторами. Низкий потребительский спрос и структурный характер инфляции будут сдерживать раскрутку ценовой спирали. В то же время, повышение тарифов на электроэнергию, значительный фискальный дефицит, потенциально риски девальвации гривны остаются весомыми проинфляционными факторами.