История войны, опыт которой может быть для нас полезен
Стоит отметить, что Ирак, который начал войну, перешел в оборону, а Иран, который изначально лишь отбивался – перешел в наступление
На фоне войны РФ против Украины я своих статьях вспоминал советско-финские войны (в контексте цивилизационной победы, а не военной) и войну Парагвая против коалиции Бразилии, Аргентины и Уругвая – в контексте исчерпания мобилизационного потенциала.
Но есть еще одна война, опыт которой может быть для нас полезен: ирано-иракская 1980-1988 годов, длившаяся восемь лет.
Часто у нас можно услышать, что российско-украинская война – это крупнейший военный конфликт после Второй мировой.
Если брать Европу – то можно согласиться, хотя война в Югославии была не меньшей по масштабу.
Но если брать мир в целом – то крупнейшей войной считается все же ирано-иракское противостояние.
Давайте рассмотрим эту войну в деталях, при этом сразу отмечу, что все совпадения (которые есть) с нашим временем необходимо воспринимать условно.
В 1979 году в Иране произошла Исламская революция и наибольшую обеспокоенность ее экспортом в другие страны выразил Ирак, так как на его территории проживали шииты (доминирующая ветвь ислама в Иране), а иракский город Кербела является священным городом для шиитов (там был обезглавлен имам Хусейн, сын Али и внук пророка Мухаммеда).
Отмечу, что Ирак – суннитское государство.
Итак, Ирак опасался «экспорта революции» из Ирана и изменения политико-экономической модели управления, которая была сосредоточена тогда вокруг Саддама Хусейна и партии Баас.
Кроме того, Ирак хотел захватить иранский Арабистан – сопредельную территорию Ирана, на которой проживало арабоговорящее меньшинство и которая была богата запасами нефти.
В Иране провинция называется Хузестан.
Ирак считал местных жителей арабами, идентифицируя их по языковому принципу, хотя с учетом местного смешения племен, говорить о генетической принадлежности местных жителей исключительно к арабам можно очень условно.
Хузестан являлся индустриальным сердцем Ирана.
Достаточно сказать, что в Ахвазе размещаются предприятия металлургии, нефтехимические заводы.
В Абадане базируются предприятия машиностроения и нефтехимии, судостроение.
В Арвандкенаре расположена Свободная торговая зона: нефтепереработка, нефтехимия и ряд других предприятий.
В Шуштере – сахарная промышленнось.
Таким образом, Ирак планировал захватить «арабские области» Ирана и расширить свой выход в Персидский залив за счет портов и терминалов Арабистана: крупнейшие иранские порты, дающие выход к Персидскому заливу – Абадан и Хорремшехр
На что рассчитывал Багдад?
- На поддержку арабского населения Арабистана.
- На ослабленность Ирана в результате революции и внутреннего кризиса.
- На противоречие армии, светской и религиозной властей.
- На неготовность Ирана к войне.
Первая фаза войны складывалась доя Ирака успешно – пользуясь преимуществом в живой силе и технике, он продвинулся на территорию противника и оккупировал ряд территорий.
Но тут буквально сразу оказалось, что план был рассчитан неверно.
- Арабское население Хузестана выступило против иракцев, не смотря на то, что разговаривало с ними на одном языке. Свою роль сыграли и акты насилия иракской армии против мирного населения.
- Иран сумел быстро мобилизоваться, а иранская армия оказывала ожесточенное сопротивление, сражаясь за каждый населенный пункт.
- Противоречия между армией и КСИР (Корпус стражей исламской революции) были на время устранены, хоть и не устранены вовсе.
Например, в авиакатастрофе погиб ряд командиров иранской армии, которые летели в Тегеран на награждение за успешное отражение иракского наступления и это событие вызвало кривотолки в обществе.
Неготовность Ирана к войне была переоценена: Ирак расчитывал в первые дни войны полностью уничтожить авиацию противника в результате ударов по аэродромам (как это сделал когда-то Израиль в ходе Шестидневной войны), но это не удалось сделать: Иран в ходе войны активно применял свои ВВС.
Кстати, изначально сформировалось и отличное идеологическое восприятие войны в двух странах.
В Ираке это была «война мучеников» и «Кадисия Саддама».
Например, центральный монумент павшим героям в Багдаде называется Аш-Шахид – это одно из Имён Аллаха, упомянутых в Коране, в переводе означает «Свидетель» , «Свидетельствующий», «Присутствующий», «Наблюдающий».
Отсюда идет понятие «Шахады» – свидетельство о вере в Единого Бога (Аллаха) и посланническую миссию пророка Мухаммада.
Ну и последующая трансформация – это Шахид, то есть меченик, человек, принявших мученическую смерть на войне против врагов, сражаясь во имя Аллаха, защищая свою веру, родину, честь, семью.
Простыми словами: мученик за веру.
О Шахидах: «Сам Аллах свидетельствует, что они будут в раю; Ангелы свидетельствуют об их мученичестве, когда забирают их души; Их смерть на поле боя является явным свидетельством веры».
Сама цепочка в виде Аш-Шахид – Шахада – Шахид выводит на верующего, который признал и свидетельствует истинность единого Бога, легко освобождается от земных привязанностей, не боится смерти и участием в джихаде принимает шахаду.
Это чем-то похоже на концепцию Путина: «на миру и смерть красна» и «нет ничего лучше, нежели положить душу свою за братьев своих» (аллюзия на Евангелие: «Больше той любви никто не имеет, как кто душу свою положит за друзей своих»).
Другое название – «Кадисия Саддама» – это уже отражение имперских амбиций Ирака, которые идут от Багдадского халифата как центра исламского мира.
Кадисия – это древний город, возле которого арабы одержали победу в ходе решающего сражения с армией персидского государства Сасанидов во время арабского завоевания Ирана.
То есть это уже не религиозный аспект, а имперский.
Таким образом, со стороны Ирака война стала проявлением как религиозной, имперской агрессии, так и идеологическим неприятием, по сути, родственного соседнего государства.
Плюс нефть и фактор арабского населения на территории Ирана.
Еще одним фактором стало расширение выхода Ирака к Персидскому заливу и, соответственно, к Мировому океану.
Так сложилось, что Иран контролировал лучшую береговую линию северной части залива, а Ирак был буквально «вдавлен» в материк с узким выходом к водам Персидского залива (Басра и клочок суши вокруг нее).
В Иране же войну назвали Священной обороной и «Навязанной войной».
То есть главный акцент – на нас напали, мы защищаемся.
Война началась 22 сентября 1980 года.
Иракская армия форсировала реку Шатт-эль-Араб и вторглась в иранскую провинцию Хузестан, атака шла широким фронтом общей протяжённостью около 700 км на северном, центральном и южном направлениях.
Одновременно шла бомбардировка крупных иранских городов, в том числе столицы Тегерана.
Столкнувшись с сопротивлением иранской армии и даже местного арабского населения, уже через неделю с начала войны Саддам Хусейн приостановил наступление и заявил о готовности начать мирные переговоры.
Ирак готовился к сильному разовому удару и кратковременной военной компании (блицкригу).
На установление полного контроля над Арабистаном отводилось всего 14 дней.
Войну планировалось закончить к празднику Курбан-байрам (20 октября).
Но иракская армия завязла в уличных боях: штурм приграничного Хорремшехра продолжался целый месяц.
С приходом в декабре сезона дождей пришлось перейти к обороне, в первую волну вторжения было захвачено 20 тыс. кв км иранской территории, в том числе города: Касре-Ширин, Нефтшах, Мехран, Бостан и Хорремшехр, блокирован Абадан.
На первом этапе Иран потерял в обороне более 6 тыс человек убитыми. Ирак – примерно столько же.
Были большие потери в иракской технике.
В 1981 году президент Ирана и верховный главнокомандующий Абольхасан Банисадр принял решение о проведении контрнаступления.
Которое завершилось полным провалом, войдя в историю под названием «человеческой волны» (когда мобилизованные бросались на минные поля иракской армии).
Этот успех убедил иракское командование перейти к обороне и войне на истощение.
Основаная надежда Багдада заключалась в падении тегеранского режима в связи с нарастанием общественного недовольства войной и тяжелыми потерями в ней.
Ирак недооценил идеологическую обработку населения в Иране и способности КСИР гнать людей на фронт.
КСИР как опора власти стал по сути в Иране «заградотрядом» как для общества в тылу, так и для самой армии.
Но поражение в контранступлении подорвало позиции президента Ирана и в июне 1981 года Банисадр был смещён со своего поста и бежал из страны.
В Иране появилась подпольная Организация моджахедов иранского народа (ОМИН), которая протестовала против войны и усиления идеологического доминирования КСИР (стражи исламской революции).
Апогеем этого противостояния стало убийство нового президента страны Мохаммеда Али Раджаи и премьер-министра Мохаммеда Джавада Бахонара.
Тем не менее, КСИР с помощью массовых арестов смог «загнать в стойло» и часть протестующего общества, и армейское руководство.
Осенью 1981 года с помощью тотальной мобилизации и перенапряжения ресурсов войны, Ирану удалось достичь первого успеха: в ходе контрнаступления был деблокирован Абодан.
Кстати, тогда произошел и упомянутый мной инцидент с гибелью ряда иранских армейских командиров. Часть населения не поверила в версию с авиакатастрофой.
В 1982-м Иран начал операцию «Иерусалим» с целью выхода на границы 1980 года и добился успеха – был освобождён Хорремшехр. Более 19 тыс. иракских солдат попали в плен.
Саддам Хусейн выразил готовность начать переговоры, но Иран выдвинул неприемлимые условия – смена власти в Ираке и война продолжилась.
14 июля 1982 года иранская армия вторглась на территорию Ирака, коренным образмо изменив концепцию войны с оборонительной на наступательную.
Цель наступления стал крупнейший порт Ирака – Басра.
Вокруг Басры иракская армия создала укрепленную линию обороны и точки огневого превосходства.
Иран опять применил тактику атаки «людскими волнами».
На этот раз, «людские волны» состояли из подростков и пожилых людей, мобилизованных на фронт.
Только в 1986 году эта тактика принесла некоторый успех – Иран захватил иракский полуостров Фао, почти полностью отрезав Ирак от доступа в Персидский залив.
Этот отрезок войны вошел в историю под названием «Войны на болотах».
Параллельно шла война на истощение экономик и мобилизационного потенциала, «война городов» (авиаудары по городам противника), «морская танкерная война» (атаки мокситным флотом танкеров противника).
Война оказала влияние на тогдашнюю военную мысль: впервые было использовано понятие «электронной войны», массово использовались ракеты малого и среднего радиуса действия.
Была опровергнута концепция уничтожения авиации противника на аэродромах (при условии, что авиация рассредоточена, а не сконцентрирована).
Шла война мобилизационных потенциалов.
Стоит отметить, что Ирак, который начал войну, перешел в оборону, а Иран, который изначально лишь отбивался – перешел в наступление.
Кстати, численность населения Ирака в 1980-м году составляла 13,65 млн человек, а Ирана – 38,52 млн.
В 1987 году Иран опять попытался решить войну одним большим наступлением «Кербела-5» и захватить Басру.
Но атаки иранских войск разбились об иракскую оборону.
В 1988 году теперь уже Ирак перешел в свое наступление, которое оказалось успешным: иракские войска не только полностью освободили захваченную иранцами территорию, но и вновь вторглись в Иран, захватив часть суши.
Видя бесперспективность этих «качель» войны, аятолла Хомейни согласился на перемирие, которое вступило в действие 20 августа 1988 года.
Ирано-иракская война завершилась без победы той или иной стороны, при этом и Иран, и Ирак заявили о своей победе, но эта риторика была направлена для «внутреннего пользования», то есть для своего общества.
В ходе войны погибло ориентировочно 180 000 иракских солдат и 500 000 иранских, а также не менее 20 000 мирных жителей, 1,5 млн раненых с двух сторон.
Экономический ущерб составил 350 миллиардов долларов в ценах 80-х годов (сейчас – это в несколько раз больше).
Практически все приграничные пункты были уничтожены войной.
Номинально, Ирак сохранил контроль над частью оккупированных иранских территорий.
В целом, обе страны потеряли в войне 1,5% населения.
Этот показатель эксперты называют сейчас «болевым порогом войны», когда стороны прекращают бессмысленные боевые действия.
После ирано-иракской воны судьбы стран сложились по-разному.
Саддам Хусейн возомнил, что обладает самой опытной и сильной сухопутной армией в мире, которая прошла через горнило восьмилетней войны. Роль военной верхушки при принятии политических решений существенно возросла.
В результате, Ирак «потреял берега» и напал на Кувейт, думая, что сможет отбиться от американцев с помощью минных полей, точно также, как от иранцев.
Завершилось все это операцией «Буря в пустыне» и тотальным разгромом иракской армии. Саддама добили уже в ходе второй иракской войны, когда США, по сути, оккупировали Ирак.
Ну а в Иране война зацементировала базовую идеологию, результаты исламской революции и роль КСИР в жизни страны. По сути, это уже идеологизированное, теократическое государство, где общество подчинено геополитическим целям, в определении которых не принимает ни малейшего участия.