Какие цели преследует Кремль на внешнеполитическом фронте
Слабым местом нынешнего позиционирования РФ является тот факт, что они политически токсичны
Внешняя политика РФ на данный момент подчинена двум целям, которые необходимо достичь в краткосрочной перспективе, чтобы одержать верх или создать видимость победы над Украиной.
Первая цель – удержать не-западные государства в лагере нейтральных стран. Это план минимум, который устраивает Москву, оставляя ей пространство для маневров на международной арене и возможности компенсировать стагнацию с Западом развитием отношений с другими регионами.
Вторая цель – перетянуть не-западные государства на свою сторону. Но здесь речь не идёт о том, чтобы эти страны полностью и всецело поддержали действия РФ в Украине и начали предоставлять военную помощь. Уже всем ясно, что этого не будет. Усилия направлены на то, чтобы убедить эти страны помогать РФ в определённых преимущественно не-военных секторах. В основном, речь идет о подрыве западного санкционного режима, путем создания механизмов либо для обхода санкций, либо для нивелирования их эффекта, либо для компенсации за счет нахождения альтернативного поставщика того или иного ресурса.
И здесь хотелки РФ могут отличаться, а соответственно, и их переговоры с разными странами. К примеру, если Турция или Казахстан интересны России как потенциальные огромные транзитно-логистические хабы, то в ОАЭ можно использовать компании-прокладки для обхода финансовых ограничений, Иран интересен для военно-технического сотрудничества и сохранения региональных позиций, а Китай, Индия, Афганистан, Бангладеш и остальные рассматриваются как альтернативные покупатели российских энергоносителей вместо западных, которые через несколько лет перейдут к другим поставщикам.
Одним из главных инструментов влияния на эти страны является игра России на их антизападных настроениях. Не стоит считать, что «антизападничество» в этих регионах – это изобретение Кремля или отражение пророссийских настроений. Вовсе нет. Это ошибка, которые мы постоянно допускаем, когда пытаемся коммуницировать с не-западным миром. Их антизападные настроения обусловлены историей, амбициями, национализмом и особенностями внутренней политики. Россия лишь ими манипулирует в своих целях. Однако они реальны, и очень сильно влияют на позицию этих стран и их обществ. Особенно это касается тех, кто хочет играть более самостоятельную и активную роль в международных делах. РФ просто делает вид, что дает им такую возможность.
Слабым местом нынешнего позиционирования РФ является тот факт, что они политически токсичны, а в Украине действуют также, как действовала любая другая империя в том же Ближнем Востоке или Африке, как действовали в отдельных случаях США, которых в Кремле так любят критиковать за ошибки прошлого. Этим Украина должна пользоваться, объясняя не-западным странам, что мы с ними имеем гораздо больше общего, чем им кажется, а России по большому счету плевать на их интересы и стабильность.
Наконец, надо помнить, что не существует никаких «проукраинских» или «пророссийских» государств и правительств. Все исходят из набора своих личных, государственных интересов, убеждений и предубеждений. И, например, отказ вводить санкции против РФ, может и вовсе не быть связанным с Украиной, а с политико-идеологическим восприятием борьбы Запада и РФ или желанием подтвердить свой суверенитет принципиальным решением отделиться от всех и занять нейтралитет.
Ключевое, что надо знать: у каждой из этих стран есть что терять, и у каждой есть свой фактор, который вынуждает их быть осторожными в отношениях с РФ. Например, у Китая это обеспокоенность попасть под санкции, а у Ирана – вера в успех «ядерных переговоров» с США. Соответственно, в наших интересах эти факторы сохранить, дабы нейтральные государства могли сохранять маневренность и держать нейтралитет, который нас тоже устраивает.
А задача РФ здесь – разрушить эти факторы, сделать их неактуальными, чтобы загнать те же Иран и Китай в такие условия, которые подтолкнут их к ещё большему дрейфу в сторону конфронтации с Западом и США.
По этой причине Россия с радостью поддержит вспышку насилия на Балканах, военную эскалацию в Тайваньском проливе, раскачку ситуации в Карабахе или провал переговоров США и Ирана по ядерной программе, что повлечёт за собой ужесточение санкций против Тегерана, а значит загонит его в рамки, где у иранцев не будет больше стимула сдерживаться и осторожничать в контексте войны Запада и РФ.