Кризис в Молдове. Есть ли шанс на приход к власти пророссийских сил?
Украина в сложившейся ситуации должна политически и экономически поддержать Молдову
События последних дней напомнили, что соседняя с Украиной Молдова постепенно погружается в масштабный кризис. Россия стремится применять элементы гибридной агрессии против еще одной постсоветской республики, не желающей танцевать под дудку Кремля.
30 лет назад на берегах Днестра уже вспыхивала непродолжительная, но ожесточенная война, следствием которой стало образование так называемой Приднестровской молдавской республики со столицей в Тирасполе. Непризнанное Приднестровье фактически стало серой зоной в экономическом аспекте и российским рычагом влияния в политическом. Мы все почувствовали эту проблему, когда в мае на территории, также граничащей с Украиной, имитировались военные приготовления. Однако российское военное присутствие в самопровозглашенной ПМР носит скорее психологический характер, осуществить оттуда без заметного усиления позиций агрессивные действия против Украины тамошние гарнизоны не могут. Напомню, что у многих жителей Приднестровья по 3-4 паспорта с гражданством разных стран и мотивация воевать у них откровенно невысокая. Поэтому непризнанная ПМР используется Россией прежде всего для операций информационного влияния.
Молдова, несмотря на непростую экономическую ситуацию, приняла после 24 февраля 2022 года десятки тысяч украинских беженцев, а 31 октября остатки сбитой силами украинской ПВО российской ракеты упали у села Наславча на севере страны. Возможно, страны ЕС ускорят предоставление военной помощи Кишиневу, обещанной еще летом, ведь армия Молдовы принадлежит к категории бонсай-армий. Молдова тем временем выслала российского дипломата, однако есть основания предполагать, что оглашение его персоной нон грата имело под собой другие причины, кроме падения ракеты на своей территории.
Напомним, что в конце 2020 года президентом Молдовы стала проевропейски ориентированная Майя Санду, партия которой PAS получила в прошлом году большинство на парламентских выборах. В Молдове фактически сформировано монобольшинство, однако для существенных успехов правящей партии не хватило потенциала. Домашний арест для экспрезидента Игоря Додона – возможно один из главных успехов команды Санду.
Летом этого года Молдова вместе с Украиной (некоторые считают, что на плечах украинских военных) получила статус кандидата на вступление в ЕС. Надо отметить, что процесс евроинтеграции Молдовы выглядит не столь простым, как кажется на первый взгляд, Кишинев порой перегонял Киев на этом пути. Однако министр иностранных дел и европейской интеграции Нику Попеску признал, что процесс вступления в ЕС может занять более 10 лет.
Молдова граничит только с Украиной и Румынией, и это отчасти спасает ее от деструктивного влияния Кремля. Частично, но не полностью. В конце прошлого года страна переживала энергетический кризис и была вынуждена подписать невыгодный контракт с Газпромом на поставку газа. Российские ракетные удары по объектам критической энергетики Украины заставили ее отказаться от экспорта электроэнергии, что повлекло за собой энергодефицит в Молдове. Правительство Натальи Гаврилицы анонсировало нулевой рост ВВП в 2022 году, что также не поднимает настроение гражданам Молдовы.
Еще летом начались антиправительственные протесты в Гагаузии – автономной части Молдовы, где делают ставку на аграрную продукцию. Закрытие российского рынка для продукции молдавского АПК вместе с подорожанием энергоресурсов больно отразилось на местных аграриях, а влияние Кремля в Гагаузии традиционно было заметным. В середине сентября сторонники партии «Шор» (ее лидера обвиняют в многочисленных сделках, он находится в Израиле) начали каждое воскресные протесты в центре Кишинева. Примечательно, что недавно к ним присоединились сторонники коммунистов и социалистов Молдовы, также представленные в парламенте республики. О возвращении в Молдову заявил и когда-то наиболее влиятельный тамошний политик Влад Плахотнюк, а примар (мэр) Кишинева Ион Чебан, создавший недавно партию «Национальное альтернативное движение», обвинил правящую партию PAS в незаконном финансировании политической деятельности.
Президент Мая Санду достаточно прозрачно намекнула на объединение усилий российских спецслужб с местными коррупционерами и ворами государственных средств. Пока властям Молдовы удается нейтрализовать протесты, однако с началом отопительного сезона состояние энергетической безопасности страны вряд ли улучшится. Санду в конце 2022 года пересечет экватор пребывания на президентском посту, но ей кричат «Жос!» (Уходи!) уже сегодня.
Хотя в отношениях между Киевом и Кишиневом есть сложные моменты (дело судьи Чауса, замечу, не главный из них), Украина в нынешней ситуации должна политически и экономически поддержать Молдову. Протяженность границы Украины с этой страной составляет 1222 километра, и допустить приход к власти в Молдове пророссийских сил нельзя – это сразу усилит российские возможности влиять на украинский Юг.