Крым в 2019 году: продолжение российского застоя
Кремль использует жителей полуострова в качестве «живого щита» и «обменного фонда» в переговорах с Киевом и Западом
В течение 2019 года российские власти так и не смогли решить или хотя бы смягчить проблемы, порожденные кремлевской аннексией. Напротив, обострились многие «социальные язвы», спровоцированные грубым насаждением в украинском регионе российских порядков. Как и в предыдущие годы, крымчане остаются заложниками непомерных геополитических амбиций российского руководства.
В 2019 году руководство соседней России и подконтрольные Кремлю власти аннексированного Крыма так и не смогли навязать Киеву и Западу ползучее признание аннексии украинского Крыма. Кремль продолжает массированную милитаризацию полуострова, используя крымчан в качестве «живого щита». Весь год россияне демонстративно готовились к возможной войне против Украины и стран-членов НАТО. Черноморский флот России «давит» на украинские порты в Черном и Азовском морях, одновременно проецируя силу на весь Средиземноморский бассейн.
Социальный дизайн Крыма полностью подстроили под нужды военных и силовиков. В регионе целенаправленно насаждаются порядки (совершенно чуждые для крымчан) российского «сословного общества»: чиновники, военные и силовики как господствующие классы; блокирование социальных лифтов; отсутствие прозрачных и демократических процедур; отсутствие гарантий прав собственности; судебная система, полностью зависимая от кремлевской номенклатуры и республиканского начальства.
Де-факто крымчан разделили на несколько «сортов» в зависимости от степени доступа к административному ресурсу.
Частная инициатива и общественная активность подавляются в зародыше.
Власти продолжили курс на уничтожение малого бизнеса, который российские чиновники рассматривают как политическую угрозу.
Российская власть обрекла крымчан на жизнь в условиях двойной морали и двойной лояльности. В кремлевском телевизоре крымчан изображают патриотами соседней России, но, как и в предыдущие годы, жители региона продолжили массово оформлять украинские документы. Перспектива безвизового въезда в ЕС заинтересовала даже ярых поборников «российского» Крыма. В числе претендентов на украинский биометрический паспорт отметился и севастопольский активист «Единой России» Игорь Кучерявый, пойманный на административной границе с аннексированным полуостровом.
В этом году российские власти взяли на вооружение тактику «оптовой торговли» крымскими заложниками. Крымские узники Олег Сенцов, Александр Кольченко (заклеймены «террористами»), Владимир Балух (преследовался ФСБ исключительно за то, что он – украинец), а также захваченные украинские моряки были освобождены в рамках личных договоренностей президентов Украины и России Владимира Зеленского и Владимира Путина. Москва выменяла их на важного свидетеля по делу о сбитом рейсе MH-17 – Владимира Цемаха. Хотя россияне должны были освободить украинских военных моряков, согласно решению Международного трибунала по морскому праву.
Фактический отказ Киева вести переговоры о снятии водной блокады. Команда нового президента пока выдерживает линию, которую вел предыдущий глава государства Петр Порошенко. Увы, но риски только нарастают. Пусть это и звучит грубо, но Киев почти исчерпал «обменный фонд», который может заинтересовать Владимира Путина. У Кремля, напротив, имеются все возможности для захвата новых заложников с прицелом на следующий этап политических торгов.
Если Офис Владимира Зеленского и далее продолжит тактику «личных договоренностей», то россияне в обмен на заложников могут и будут выдвигать политические требования. Спектр «хотелок» Москвы хорошо известен: начиная с проведения местных выборов в ОРДЛО по кремлевскому сценарию и завершая снятием блокады с аннексированного полуострова. Владимир Путин намерен вывести украинского президента на формат переговоров, предполагающих сдачу государственных интересов.
Одна из важных особенностей уходящего года – усугубление российского застоя в региональной политике. Сентябрьские нелегальные «выборы» в российский парламент Крыма при рекордно низкой явке (33%) и перестановки в крымском правительстве показали, что подконтрольные Кремлю Сергей Аксенов и Владимир Константинов оказались в политическом и идеологическом тупике. Местное отделение «Единой России», в которую перебежал почти весь местный актив украинской Партии регионов, шел на выборы под расплывчатым лозунгом «От крымской весны к крымской мечте».
Причем, что из себя представляет «крымская мечта», населению не объяснили. Сергей Аксенов перед «выборами» вынужден был признать, что в Крыму остается масса нерешенных проблем: низкие доходы населения, рост цен на массовые группы товаров, неважное качестве медицинского обслуживания, жилищные и бытовые проблемы.
Для завлечения людей на избирательные участки, господа Аксенов и Константинов много говорили о российских «достижениях», перечень которых последние пару лет остается неизменным: мост через Керченский пролив, реконструкция симферопольского аэропорта, строительство трассы «Таврида» и как бы межнациональное благополучие. Судя по явке, предвыборным лозунгам и обещаниям «Единой России» поверили немногие. К концу года запустили движение поездов по мосту через пролив, но крымчане не верят заявлениям чиновников по поводу того, что железнодорожное сообщение с соседней Россией якобы поможет стабилизировать цены.
Следующая политическая особенность уходящего года – имитация властью межнационального согласия на фоне демонстративных репрессий против крымских татар и украинцев. В прежние годы Кремль руками коллаборационистов пытался создать карманную альтернативу Меджлису крымскотатарского народа. В 2019 году власти постарались сделать вид, что межнациональных проблем и противоречий в Крыму больше нет.
Профильный комитет по межнациональным отношениям российского парламента Крыма, которым заведует российский депутат Юрий Гемпель, оснастили новым функционалом. Господин Гемпель и его подчиненные с этого года занимаются вопросами «народной дипломатии» – публичным использованием граждан западных стран для легитимизации аннексии Крыма. В крымском парламенте попросту переделали под собственные пропагандистские нужды американскую политическую концепцию «Гражданской дипломатии», которая возникла в годы идеологического противостояния США и СССР.
Как и в предыдущие годы, крымчане остаются заложниками непомерных геополитических амбиций российского руководства, а сам полуостров – одним из инструментов подрыва украинской государственности.