«Крымская тактика» Москвы на выборах в Украине
Кремль попытается продавить ползучее признание аннексии Крыма и предоставление «автономии» оккупированным районам Донбасса.
Если в ходе президентских выборов в Украине главой государства станет неудобный для Кремля политик, Москва может объявить руководство страны «нелегитимным» и спровоцировать очередную военную эскалацию.
Специальный представитель Государственного департамента США по вопросам Украины Курт Волкер сообщил журналистам, что российские власти не намерены вести диалог по Донбассу, пока в нашей стране продолжается избирательная кампания. «Мы всегда за то, чтобы встретиться и поговорить. Россия не проявляет никакого интереса или прогресса по этому вопросу. По факту они сказали, что не хотят ничего делать во время президентских выборов (в Украине – КР)», – отметил американский дипломат.
Нежелание Кремля вести переговоры не означает, что россияне планируют «заморозить» вопрос ОРДЛО, используя террористические «республики» только для отвлечения внимания Киева и его западных партнеров от аннексированного Крыма. Напротив, недавние события позволяют в общих чертах представить, какой именно будет «крымская тактика» Москвы после президентских и парламентских выборов в Украине. Стоит обратить внимание на несколько важных факторов. Во-первых, российские власти на днях выпустили на «арену» беглого экс-президента Украины Виктора Януковича, в очередной раз заявившего, что в 2014 году в стране произошел «государственный переворот», а его самого при этом «кинули, как лоха». Он обрушился с критикой на президента Петра Порошенко, предложив при этом посреднические услуги для обмена пленными.
Виктор Янукович настаивает, что Крым якобы был утрачен по вине новых властей страны. Он также сообщил, что его юристы направили в следственные органы Украины материалы «для начала дела в отношении тех, кто виноват в потере Крыма», но не уточнил о каких именно документах идет речь. Сомнительно, что господин Янукович, находящийся под постоянной кремлевской охраной, самостоятельно определяет, когда ему общаться с журналистами и на какие темы.
Следующий сигнал – Москва подключила к информационной кампании бывшего украинского омбудсмена Нину Карпачеву. Она вместе с российским омбудсменом Татьяной Москальковой 12 февраля посетила украинских военнослужащих, захваченных ФСБ в ходе открытого нападения в районе Керченского пролива в конце прошлого года. Российская сторона представила Нину Карпачеву как «независимого международного эксперта», которого ознакомили с якобы приемлемыми условиями содержания украинских пленных.
Зампредседателя Верховной Рады Ирина Геращенко уверена, что Нина Карпачева на пару с Виктором Януковичем подыгрывают Кремлю в информационном противостоянии с нашей страной. «Гибридная война – это когда Россия использует гибридного «омбудсмена», вытряхивает от пыли Януковича, который заявляет, что если Порошенко его попросит, то он готов просить Путина о заложниках. Вместо Людмилы Денисовой – Карпачева, вместо Порошенко – Янукович. Россия достает из своих загашников различных персонажей, которые подыгрывают кремлевской пластинке о «нелегитимности украинской власти», – заявила Ирина Геращенко.
И последний эпизод – украинский телеканал «112» на днях показал интервью беглого экс-премьера Украины Николая Азарова. Бывший чиновник в красках поведал зрителям о «государственном перевороте», обвинил нынешнее руководство страны в убийствах протестующих в ходе Революции достоинства, всячески отрицал присутствие российских войск в ОРДЛО. «Основа конфликта – государственный переворот. Не было бы государственного переворота, состоялись бы досрочные выборы – был бы Крым в Украине и был бы Донбасс в Украине. Был бы мир, согласие и стабильность», – заявил Николай Азаров.
Оправдываясь за так называемый «Харьковский пакт» 2010 года, который продлил базирование российского флота в Севастополе, он заявил, что документ все равно пришлось бы подписывать. «Скажите, подписали бы мы эти Харьковские соглашения, с точки зрения пребывания ЧФ, или не подписали, что, ЧФ ушел бы оттуда? Он бы оттуда не ушел, он как был там, так бы и оставался. А он что, нам мешал?» – вопрошал Николай Азаров.
Проблема гораздо шире, чем может показаться на первый взгляд. Пресс-конференция Виктора Януковича, совместные визиты Нины Корпачевой и Татьяны Москальковой, а также длинное интервью господина Азарова – звенья одной информационной цепи. Во-первых, Москва через беглых украинских политиков возвращается к риторике 2014 года («государственный переворот», «киевские власти»), фактически заморозив контакты с руководством страны. Кремлевское начальство оставляет себе поле для маневра. Если после выборов в Украине будет избран неудобный для Москвы президент, россиянам будет нужен повод для силовой эскалации, срыва «минских договоренностей» и последующего навязывания Киеву еще менее выгодного соглашения.
Один из самых удобных поводов – «нелегитимное руководство» Украины, заполучившее власть в результате «государственного переворота и фальсификаций». Кремль рассматривает участников бывшей властной команды как «законных представителей» украинского народа. Иного объяснения, для чего госпожу Карпачеву публично пригласили в Москву, вместо действующего омбудсмена Людмилы Денисовой, попросту нет.
Далее, мы наблюдаем очередную серию пропагандистской «эпопеи» с условным названием «Украина потеряла Крым». Речь идет о самом подлом элементе кремлевской пропаганды. Подобной демагогией украинцев и европейцев пытаются отвлечь от самого главного: Крым никуда не «уходил»; Россия оккупировала и затем аннексировала суверенную украинскую территорию, нарушив основополагающие нормы международного права и ряд межгосударственных соглашений.
В-третьих, кремлевская кампания нацелена на дезинформацию европейского сообщества. Сторонники российского президента Владимира Путина в ЕС постоянно нуждаются в новых аргументах для оправдания незаконных действий Кремля. Что особенно тревожно в свете недавних заявлений канцлера Германии Ангелы Меркель на Мюнхенской конференции о том, что Европе необходимо сохранять диалог и партнерство с Россией, невзирая на агрессивные действия Кремля. Она настаивает на продлении санкций, делая оговорку о том, что Германия нуждается в российском газе. Не добавляют оптимизма и сообщения о том, что концерн Siemens, оскандалившийся с поставкой в Крым турбин, намерен участвовать в миллиардном железнодорожном проекте в России.
Конечная цель кремлевских манипуляций очевидна. Москва пытается навязать Киеву и Брюсселю ползучее признание аннексии украинского полуострова (основной тезис: «Россия все равно не уйдет из Крыма») и «геополитический компромисс» под видом предоставления «автономии» отдельным районам Донбасса, превратив Украину в нежизнеспособную федерацию.