Крымскотатарский театр под российским запретом
На аннексированном полуострове де-факто запрещены независимые национальные объединения
Крымских татар и украинцев целенаправленно лишили прав на собственный язык, образование и культуру. На этот раз под бюрократическим прессом оказался независимый крымскотатарский театр, созданный бывшими сотрудниками Крымскотатарского муздрамтеатра.
В Джанкое отменили премьеру спектакля нового независимого крымскотатарского театра «Алтын бешик» («Золотая колыбель» – Ред.), запланированную на 8 декабря. Как рассказал Крым.Реалии художественный руководитель театра Билял Билялов, местный дом культуры отказался предоставить помещение для проведения спектакля. Каждый раз региональные чиновники придумывали различные оправдания, чтобы отказать «Золотой колыбели» в организации премьеры.
«Сначала придумали, что нам нужно гастрольное свидетельство предоставить, которого вообще нет. Потом потребовали разрешение от министерства культуры. Мы – независимый театр, который к министерству не имеет никакого отношения. Это полный абсурд. Придумывают всякую ерунду, чтобы под любым предлогом нас не пускать на сцену», – сообщил Билял Билялов.
Художественный руководитель объяснил такое решение давлением со стороны российских властей полуострова, которые намерены заблокировать деятельность его театра. «Руководители районов и домов культуры получают такие приказы «сверху». Мы выяснили, что они исходят от Бальбека (депутат Госдумы России от Крыма Руслан Бальбек – Ред.). По его поручению делается все возможное, чтобы мы не смогли работать даже в этих условиях. Это безобразие с его стороны продолжается», – уверен режиссер.
Труппа намеревалась представить спектакль «Беш дакъкъа нефес» (примерный перевод «Пять минут на вздох» – Ред.), который репетировала несколько месяцев. По словам Билялова, практически все билеты на спектакль были проданы. Режиссер извинился перед зрителями, пообещав сделать все возможное, дабы в ближайшем будущем показать спектакль.
Биляла Билялова уволили с должности художественного руководителя и режиссера симферопольского Крымскотатарского академического музыкально-драматического театра в августе текущего года. Чиновники обвинили его якобы в нецелевом использовании бюджетных денег. Сам режиссер обвинения отверг, заявив, что за его увольнением стоит вышеупомянутый депутат Госдумы России. «Есть депутат Госдумы Руслан Бальбек, который везде расставляет своих людей. И наш театр был последним бастионом, который ему не подчинялся. Он воспользовался ситуацией, чтобы поставить холопа, который будет исполнять все приказания», – заявил Билял Билялов в комментарии российским журналистам.
Руслан Бальбек не согласился с претензиями, заверив, что не имеет никакого отношения к кадровым перестановкам в театре, а также упрекнул Биляла Билялова в политических манипуляциях. При этом депутат не упустил возможности вспомнить об Украине. «Зачастую какие-то проблемы, связанные с должностными преступлениями или с исполнением обязанностей, у нас тут же прикрывают национальными вопросами. Это наследие украинских времен. Если человек считает свое увольнение незаконным, он имеет право его обжаловать в суде», – отметил Бальбек. Хотя, как показывает практика, судиться с чиновниками в Крыму бессмысленно. Российские суды, как правило, встают на сторону властей.
Российское Министерство культуры Крыма назначило новым директором театра Меджеде Мельгазиеву, которая ранее занимала пост замдиректора по хозяйственной части. Коллектив воспринял такое решение как политически мотивированное. Известно, что сын нового директора Дилявер Мельгазиевработает в должности заместителя главы российской администрации Керчи. Около 20 артистов, не согласных с решением правительства, вместе с Билялом Биляловым создали отдельный театр. Премьера должна была состояться в Джанкое.
История с давлением на крымскотатарских артистов и попытки помешать работе театральной труппы показательны во многих отношениях. Во-первых, господин Бальбек действительно имеет самое прямое отношение к кадровым назначениям в республике: административный аппарат, общественные организации, СМИ, учреждения образования и культуры.
Один из его непосредственных соратников Эйваз Умеров занял пост заместителя российской администрации Судака. Помимо этого, Умеров также руководит подконтрольной Кремлю «национально-культурной автономией» крымских татар. Депутат Госдумы неформально курирует крымских татар, работающих в российской власти полуострова. Если у какого-то аппаратчика возникают противоречия с господином Бальбеком, то это, как правило, ведет к увольнению чиновника. Один из примеров – бывший российский вице-мэр Алушты Энвер Арпатлы, покинувший свой пост в августе 2015 года. Впоследствии он заявил журналистам, что решил уволиться сам, так как не нашел общего языка с Русланом Бальбеком и тогдашним главой российского Госкомитета по делам национальностей Крыма Зауром Смирновым.
Дело в том, что Руслан Бальбек требует не только лояльности, но и готовности постоянно выступать в СМИ, прославлять Россию, критиковать Киев и его западных партнеров. Вышеупомянутый Эйваз Умеров – частый гость в эфирах провластного телеканала «Миллет». В основном его приглашают на передачи, в которых речь идет об украинской политике. Не исключено, что Билял Билялов, а до него и Энвер Арпатлы не хотели становиться политическими «говорящими головами».
Во-вторых, в аннексированном Крыму де-факто запрещены любые национальные объединения, созданные без указки или контроля со стороны властей. Особенно это касается крымских татар и украинцев, которых Кремль целенаправленно лишает прав на собственный язык, образование и культуру. С точки зрения местечкового начальства, создание независимого от чиновников крымскотатарского театра является «дерзкой выходкой» со стороны Биляла Билялова и артистов, которые его поддержали.
В-третьих, независимый национальный театр, невзирая на сугубо культурный контекст, является проявлением гражданского общества. Именно этот аспект может быть наиболее неприятным для Руслана Бальбека и его коллег, которые пятый год не могут создать карманное «национальное движение» из чиновников и небольшой группы лояльной интеллигенции. Российских чиновников раздражает, что созданные ими «советы» и «общественные организации» выглядят картонными, в то время как опальному режиссеру удалось создать труппу, привлечь артистов и зрителей.
Название для нового театра выбрали символическое. «Алтын бешик» – известная крымскотатарская легенда. У предания существует несколько версий, но все они объединены вокруг идеи национального сокровища и Крыма, который является колыбелью для крымских татар, караимов и крымчаков. Народ возрождается в этой «колыбели», невзирая на тяжелую судьбу и происки недругов. При желании в предании можно найти политический подтекст. «Золотая колыбель» – символ того, что коренной народ пережил царскую Россию, ужасы сталинской депортации 1944 года, переживет и очередную кремлевскую аннексию. Увы, но независимый национальный театр, тем более с таким названием, обречен на постоянный конфликт с российской властью полуострова.