Кто может предоставить Украине гарантии безопасности
Рекомендации по гарантиям безопасности для Украины – зачем их разработали и в чем их смысл?
Разработка предложений по гарантиям безопасности для Украины является важным событием для продвижения международных интересов Украины, прежде всего в условиях нынешней освободительной войны против российского нашествия.
Главное, что в данном случае украинская сторона действует проактивно. В отличие от того, что было раньше (и в 1990-е, и даже в 2014-2015 гг.), мы не ожидаем пассивно, что нам предложат наши партнеры. Украина сама разрабатывает и продвигает в отношениях с международными партнерами наше собственное видение, нашу политическую позицию, причем в форме конкретных предложений. Это касается и международных гарантий безопасности для Украины, и санкционной политики в отношении России. Для этого в Офисе президента Украины нашли оптимальный формат – рабочие экспертные группы с участием не только украинских, но и зарубежных экспертов. С украинской стороны эти рабочие группы возглавляет руководитель Офиса президента Андрей Ермак, с международной стороны – авторитетные и влиятельные зарубежные политики, в частности, соучастником рабочей группы по международным гарантиям безопасности для Украины стал бывший генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен.
Презентация этих рекомендаций также свидетельствует о том, что вопросы международных гарантий безопасности переходят в фазу разработки и согласования конкретных международных соглашений, как многосторонних, так и двусторонних. Сама идея о таких гарантиях возникла еще в марте текущего года во время переговоров с РФ в Стамбуле. Но тогда это была сама идея, которая не была проработана по поводу формы и содержания практической реализации. Сейчас уже речь идет о формате возможных сделок и их потенциальном наполнении.
Основной позитив представленных предложений состоит именно в том, что они представляют прикладной, прагматичный подход к разработке международных гарантий безопасности для Украины
Это не просто академический аналитический доклад, а конкретные предложения, которые будут предметом переговоров с нашими международными партнерами. В представленных предложениях уже нет красивых, но откровенно идеалистических соображений о гарантиях безопасности на уровне 5-й статьи Договора о создании НАТО, которые высказывались во время переговоров с РФ в марте. Как бы нам этого ни хотелось, но на таком уровне гарантии безопасности нам сегодня не дадут, в условиях войны с Россией, и потенциальных рисков прямого военного столкновения с ядерным государством, которым является Россия. Кстати, исключение РФ из перечня возможных стран-гарантов также является позитивом и проявлением прагматичного подхода. Также отмечу, что представленные предложения не противоречат курсу Украины на членство в НАТО, даже наоборот, скорее, создают дополнительные предпосылки для такой перспективы.
Предложения по международным гарантиям безопасности для Украины достаточно конкретны (в отличие от Будапештского меморандума), во всяком случае, настолько конкретны, насколько они могут быть таковыми на данном этапе. Еще один позитив я вижу в предложении создать многоуровневую систему гарантий международной безопасности для Украины, которая включала бы многосторонний договор безопасности (собственно сам Киевский договор безопасности), двусторонние соглашения с отдельными странами о гарантиях безопасности для Украины, а также секторальные договоры безопасности. И что меня особенно радует, это понимание того, что главной гарантией безопасности для Украины являются ее мощные Вооруженные силы, и усилия наших международных партнеров должны быть сосредоточены на усилении и обеспечении обороноспособности Украины. В перечне международных гарантий безопасности для Украины есть предложение о том, чтобы государства-гаранты после победы в нынешней войне помогли Украине построить предприятия ВПК, чтобы Украина могла сама производить вооружение для собственной армии, а также финансовую и материальную поддержку для модернизации ВСУ.
Что касается оговорок и замечаний к предложенному документу, то я сторонник реалистического подхода. Чем больше требований, тем больше будет проблем в процессе согласования и подписания соответствующих соглашений. Надо предлагать нашим партнерам то, что они могут согласиться.
Критикуют формат многостороннего соглашения о безопасности, который определяется термином «Compact», и фактически является рамочным политическим соглашением. Говорят, это будет только политическая декларация, которую не нужно даже ратифицировать. Но в данном случае следует понимать, что с этим соглашением будут связаны конкретные двусторонние и секторальные соглашения, которые будут иметь форму классических международно-правовых обязательств. Тем не менее, есть потенциальный риск, что некоторые подписанты могут стремиться к избеганию «лишней конкретики». И здесь уже вызов нашей дипломатии. С некоторыми нашими партнерами придется активно поработать в процессе согласования сделок безопасности с ними.
Отсутствие в списке потенциальных гарантов РФ, Китая и Индии – это больше плюс или минус?
На мой взгляд, это точно не минус, а по отношению к России – безусловный плюс. Какие гарантии безопасности от страны-агрессора? Что касается Китая и Индии, то они точно не смогут предоставить нам такие же гарантии безопасности, как страны НАТО, а также те страны, которые уже сейчас помогают нам, а параллельно применяют санкции против России. А это как раз те гарантии безопасности, которые Украина хочет зафиксировать в соответствующих договорах безопасности. Не нужно жертвовать качеством гарантий безопасности для Украины ради того, чтобы к таким соглашениям присоединились Китай и Индия. Также следует учитывать принципиальные противоречия, которые сейчас существуют между США и Китаем. Поэтому для Украины важно не количество формальных гарантов нашей безопасности, а реальная готовность конкретных стран оказать нам конкретную помощь в случае возникновения агрессивного нападения на Украину.
Почему мы ставим вопрос о международных гарантиях нашей безопасности? Чтобы у некоторых не возникло соблазна начать новую войну. Мы стремимся к более конкретным гарантиям безопасности по сравнению с Будапештским меморандумом, но относимся к определению этих гарантий реалистично – как минимум на том уровне, на котором мы их получаем сейчас. И есть понимание того, что абсолютных международных гарантий безопасности, к сожалению, не существует в природе. Главная гарантия – наша способность защищать себя. И от наших международных партнеров мы стремимся получить подтверждение помочь нам в усилении нашей обороноспособности, а также в политическом и финансово-экономическом противодействии потенциальной агрессии.