Лицо войны

Украинский воин, получивший ранение под Бахмутом
фото: Геннадий Друзенко/facebook

Мы должны знать цену нашей свободы: смерть, руина, кровь, пот и грязь

Я не понимаю тех, кто любит войну. Ибо война калечит и проигравших и победителей. Война – это кладбища, полные свежих могил, изуродованные тела, поломанные судьбы, разрушенные города и раны, которые будут залечиваться десятилетиями. А некоторые – не заживут никогда...

Война упрощает разнообразие жизни к бинарному черно-белому спектру: свой-враг. И этим она опасна даже победителю. Ибо «своему» часто дарят то, что дарить не стоит. «Ибо зло, – по словам великого украинца и борца за независимую Украину Бориса Антоненко-Давыдовича, – произнесенное на украинском языке и под украинским флагом остается злом».

И потому мне очень понравилась мечта Зеленского о мирном море (о пиве – нет: здесь он остается «парнем из спального района», за точным выражением Volodymyr Yermolenko). Ибо эта мечта человечна. А человечность – одна из ценностей, за которые мы воюем. По крайней мере, я в это верю. Для меня свобода, человечность, достоинство – главное. Украина (простите сестры и собратья из националистического лагеря) – на втором месте. Потому что Украина – шанс наполнить «кровавые земли» нашей отчизны свободой, достоинством и человечностью. Совершенное, но недостаточное условие для достойной жизни. И отнюдь не обреченность это сделать.

Это фото из стабпнкта в Бахмуте. Где с мая работают мои сестры и собратья с Первого добровольческого мобильного госпиталя им. Николая Пирогова. Каждый день мы видим настоящее лицо войны: смерть, кровь, грязь, пот и мать. Слез нет – все выплакали...

Я очень надеюсь, что война не станет новой нормальностью для украинцев. Что даже в окопах мы будем мечтать о семье, море и отпуске, а не о горящей Москве, заваленной трупами россиян. Что мы останемся людьми даже в откровенно бесчеловечных условиях кровавой мясорубки, которую нам навязала московская орда.

Мы должны знать цену нашей свободы: смерть, развалина, кровь, пот и грязь. Мы готовы ее платить и мы платим ее каждый день. Потому что свобода не бывает даром. Но даже среди погибших и искалеченных собратьев, среди руин, пота, грязи и крови мы должны мечтать о мире. О семье, море и бархатцах возле дома.

Ибо если ценой победы станет наше уподобление оркостану, победа превратится в поражение. И под украинским флагом буйным цветом расцветет весь ресентимент «русского мира» с его безобразным эсхатологическим экстазом, несущим миру руину и смерть.