Массовые отставки высокопоставленных должностных лиц. Что это значит
О контексте кадровых изменений
В последние дни состоялся ряд громких/статусных отставок чиновников в разных ведомствах – в Кабмине (отдельных министерствах), Офисе президента, Генпрокуратуре, на уровне глав администраций регионов.
Где-то это носило характер публичного обсуждения возможных нарушений/злоупотреблений, а где-то решения озвучивались без какого-либо обсуждения.
Безусловно, такая синхронность отставок – это маркер. Закономерен, на мой взгляд, и положительный.
Во-первых, это свидетельство того, что на фоне затяжной войны внутренняя политика никуда не исчезла, и будет набирать обороты (в 2024 году по графику, если не сместятся сроки из-за войны, должны состояться как президентские, так и парламентские выборы; причем, их поочередность, как и к полномасштабному вторжению, остается актуальным вопросом).
Хорошо, что внимание расследователей, украинских и зарубежных СМИ сохраняется к ряду процессов. Например, на фоне истории со смертью Дениса Киреева, где проявилась, возможно, недостаточная координация разведывательных ведомств на начальном этапе, состоялась встреча руководителей ГУР Минобороны и СБУ. Война, о чем я часто пишу, требует не только наших внешних (военных и дипломатических) побед, но и внутренних – в плане укрепления и неуязвимости Украины изнутри.
Кадровая политика в постсоветских странах традиционно не привязана к каким-либо критериям, или же чисто формально к правилам и процедурам, а по факту мотивирована неформальным пактом элит, групповыми интересами и имеющимся уровнем политической культуры. Здесь Украина должна пройти большой путь и прийти к мотивации общественного блага, когда политические элиты, капитал, общество и идея развития государства будут объединены.
Во-вторых, это свидетельство внешнего внимания к внутренним процессам в Украине. А раз такое внимание, значит – есть запрос на внутренние преобразования, под которые будут выделяться значительные финансовые ресурсы.
Видение мира для нас должно включать не только обсуждение формата военной безопасности, но и осуществление шагов в других сферах, которые сделают Украину самодостаточной изнутри (тем более привязка к критериям кандидата в ЕС). Очень важно, чтобы инерция наших военных побед продолжилась на уровне внутренних преобразований на уровне институтов.
Это вопрос не только трансформаций самой Украины, но и в значительной степени всего постсоветского пространства.