Медведев в Китае может стать проблемой для Си Цзиньпина
Какое будущее ждет китайско-российские отношения?
21 февраля бывший российский президент, а в настоящее время заместитель председателя Совета Безопасности РФ и председатель партии «Единая Россия» Дмитрий Медведев встретился в Пекине с Председателем КНР Си Цзиньпинем. Эти переговоры на фоне встречи украинского и американского лидеров Владимира Зеленского и Джо Байдена означают начало нового этапа войны и развитие кризиса всей системы международной безопасности.
Медведев находился в Китае «по партийной линии»: формально по приглашению КПК и с миссией по углублению сотрудничества между Коммунистической партией Китая и партией «Единая Россия». Но за церемониальной риторикой о межпартийном сотрудничестве просматривалась тема будущего российско-китайских отношений и особенно влияния на них войны, которую Россия развязала против Украины. Визит Медведева в Китай символично совпал по времени с визитом президента Украины Владимира Зеленского в Вашингтон; оба эти события знаменуют начало нового этапа войны и развитие кризиса всей системы международной безопасности.
Китай чувствует растущие убытки и риски от российской войны.Она угрожает глобальной стабильности, режиму нераспространения ядерного оружия и безопасности отдельных регионов, в том числе и тех, где присутствуют интересы Китая. Война также создает экономические проблемы по всему миру, нарушает цепи поставок и угрожает китайской торговле, сокращая глобальный спрос. В соединении с эффектом от продолжающейся пандемии ковид, проблемы от войны уже снизили темпы экономического роста Китая до рекордно малых значений. А между тем, амбициозная внешнеполитическая программа Си Цзиньпина должна опираться на динамичную и быстро растущую экономику.
Кроме того, война обострила проблемы продовольственной и энергетической безопасности, а также создала экологические риски. Для Китая все это – стратегические вызовы, которые не получится компенсировать, получая краткосрочные выгоды от скидок на поставки российских нефти и газа или наращивая свой экспорт на российский рынок, освобождающийся от присутствия западных компаний (за первые девять месяцев торговля между двумя странами выросла на более чем 30%). Все эти соображения беспокоят Пекин и заставляют задумываться о том, что будет дальше. В том числе, и о будущем отношений с Россией.
Дружеские приветствия, добрые пожелания и письмо от Владимира Путина – все это Медведев передал Си – не отменяют китайского беспокойства. Ранее Пекин уже высказывался против применения ядерного оружия, и это стало важным элементом международного давления на Москву. Теперь в риторике заявлений китайского лидера вместо упоминаний об ответственности Запада за войну прозвучал призыв к переговорам. В ответ Медведев тоже заявил о готовности России решать стоящие перед ней проблемы путем мирных переговоров.
До мирных переговоров может быть еще далеко, но думать о будущем российско-китайских отношений Пекину нужно уже сейчас. Война подтолкнула Россию к нарастающей зависимости от Китая, но как Пекину использовать эту ситуацию? Двусторонняя торговля асимметрична: Китай продает промышленные товары в обмен на поставки энергоресурсов. Кроме того, Россия – далеко не ведущий внешний рынок для Китая, и к тому же потенциал его роста значительно ограничен. Будущее китайской экономики – на огромных рынках Европы и Америки, а также в развивающихся странах. Так что замыкаться на сотрудничестве с Россией, тем более в ущерб долгосрочным экономическим интересам, в Пекине вряд ли захотят. Поэтому вторичных западных санкций в Китае опасаются, и не будут рисковать слишком сильно, сохраняя сотрудничество с Москвой.
В политической сфере и в области безопасности российско-китайское «партнерство без границ» тоже, скорее всего, окажется довольно ограниченным. Фактически, 2022 год оставил общим для двух стран лишь недовольство Западом. Поставки российских вооружений в Китай, военное сотрудничество, общность политических позиций – все это было поставлено под сомнение ходом войны России в Украине. Эта война, призванная показать настоящую силу России, продемонстрировала ее слабость, чем существенно подорвала позиции Москвы в странах «Глобального юга», включая крупнейшие из них. Для Китая, который выступает лидером этого «Глобального юга», слишком близкие отношения с Москвой могут в этих условиях оказаться в большей мере проблемой, чем политическим активом.