Мир должен перейти к киевоцентрической концепции Восточной Европы
Именно Украина в свое время превратила Московию, генетически происходившую из орды, в империю
На самом деле на кону в этой войне стоит не только судьба Украины. Судьба России не в меньшей степени зависит от результата российско-украинского поединка. И именно это объясняет то упрямство, с которым орда – несмотря на ощутимые потери и очевидный провал своих первоначальных планов – вцепилась за наши земли.
Дело в том, что победа Украины в этой войне ломает всю российскую историософию и радикально подрывает российскую идентичность. Настоящая независимость и реинтеграция Украины в европейское пространство обнажает ордынскую сущность Московии. Лишает ее имперского блеска. Потому что империи, осмелюсь напомнить, это в основном европейский феномен. Оправданием существования империй в их (псевдо)мессианстве всегда была вера в то, что они несут завоеванным народам или «правдивую веру» или «плоды цивилизации». Хотя мы сейчас знаем, что реальность имперского «мессианства» (и не только российского) всегда гораздо менее идеалистична и гораздо более грязная, корыстная и кровавая.
И этим империя отличается от орды. Империя верит в свое культурное и цивилизационное превосходство и миссию и почти всегда на самом деле более развита, чем ее колонии. Орде, наоборот, не нужны мессианские оправдания своих завоеваний – она исповедует право сильного, беря количеством и жестокостью. Не зря в наших древних летописях для обозначения численности кочевников летописцы часто прибегают к выражению «тьма тьмуща».
Именно Украина в свое время превратила Московию, генетически происходившую из орды, в империю. Могилянцы разработали и подарили Московии имперский миф (здесь особенно отличился Феофан Прокопович, ректор Киево-Могилянской академии в 1710-1716 годах), основали в Москве первую высшую школу – Греко-славяно-латницкую академию (отцом которой был выпускник Могилянки Симеон Полоцкий), реализовали церковную реформу, которая ликвидировала патриаршество и подчинила русскую церковь императору (Стефан Яворский был последним местоблюстителем Патриаршего престола с 1701 по 1721 год и первым президентом Синода Русской православной церкви).
Чтобы не быть голословным сошлюсь на замечательную и глубокую разведку «Москва, Маросейка» Юрия Шевелева. «Большой и размашистый план культурного завоевания обширной и военно сильной Москвы был задуман украинской интеллигенцией еще с конца XVI века.
Настоящее поле для деятельности открылось после Переяслава. Переяслав стал предпосылкой украинской культурной инвазии. Харлампович подсчитал, что во второй половине XVII века в одном только городе Москве было 7 монастырей, полностью заселенных украинцами и белорусами, а один из них даже был передан в связи с этим в ведение Малороссийского приказа! Украинские приходские наложили мощный отпечаток на культуру тогдашней Москвы. Они в ней немало сдвинули и изменили, они ее существенно обогатили. Знаменитая реформа патриарха Никона, глубоко встряхнувшая российскую церковь, была фактически проведена с участием украинцев, выходцев из Киевской академии. Основанная в 1685 году Московская академия, позже известная под названием Славяно-греко-латинской, после короткого периода, когда ею руководили греки братья Лихуды, а потом никто не руководил, с 1700 года фактически перешла в украинские руки. В течение последующих лет она имела 19 ректоров, из них один был грек, два – русские, а остальные 16 – украинцы, воспитанники Киевского коллегиума. Такой был и состав преподавателей.
После смерти последнего русского патриарха Адриана во главе русской церкви стал украинец Стефан Яворский. В период 1700-1762, по подсчетам того же Харламповича, в России, на чисто российских землях, было 70 епископов-украинцев. Были времена, когда русская церковь была полностью в украинских руках. Не забывайте, что в XVII веке церковь раз за разом означала культуру, а культура – церковь».
Можно сказать, что Российская империя на момент создания была суммой московской военной силы и бюрократии и украинской культурной мощи. Видимая (и очень хрупкая) европейскость российской империи родом из Украины. Конечно, как в любой многонациональной империи, к ее становлению и развитию приложили руку представители многих наций и культур, прежде всего немцы и французы, но – повторюсь – «квантовый скачок» превращения московской орды в российскую империю произошел именно благодаря украинцам.
Именно поэтому победа Украины (а следовательно ее полная потеря для Москвы) – это конец России. Так как она сама себя привыкла осознавать и как ее привык воспринимать мир. Это возвращение к состоянию орды – огромной плохо освоенной территории под тираническим руководством деспота, которая может существовать только расползаясь по карте как чернильное пятно. Потому что внешняя экспансия является собственно сутью существования орды.
Если принять эту непопулярную в Украине точку зрения, наша победа приобретает совсем другие очертания. Чтобы подорвать российскую имперскость, мы должны признать определяющую роль украинцев в превращении орды в империю. Мы должны принять на себя ответственность за одевание евразийского ордынца в европейские одежды. Мы должны вслед за Тарасом Бульбой четко осознать и вслух произнести: «Я тебя породил, я тебя и убью». Но не через завоевание безграничных просторов России, в которых затерялся не один Наполеон, а через возвращение своей «культурной инвестиции» в имперский проект.
Это, конечно, напрочь противоречит удобному (пост)колониальному нарративу, который сейчас доминирует в Украине. Но победить Россию мы можем только сняв с нее европейские культурные одежды, в которые мы в свое время одели орду. Признав, что действительно мы, украинцы, сыграли ключевую роль в превращении орды в империю, инвестировав в этот проект свой культурный и интеллектуальный потенциал. Но – как вновь показала современная украинско-российская война – под имперскими одеяниями скрывается та самая грубая орда. Для которой ее подданные – не более, чем пушечное мясо. Смысл и форма существования которой – это расползание кровавым пятном по карте.
Одним словом, мы должны убедить мир перейти к киевоцентрической концепции Восточной Европы. Мы должны добиться, чтобы Russian and East European Studies в ведущих университетах мира превратились в Kyivan and East European Studies. Мы должны отдауншифтить имперскую Россию до московской орды. Мы должны выиграть не только на поле боя – не менее важно победить в интеллектуальной борьбе за тысячелетнее культурное наследие, которое россия у нас украла. Начиная с названия.
«Прочь от Москвы!» – пока проигрышная стратегия. Потому что пока мы будем убегать из-под московского ига, орда будет нас преследовать и догонять. Как и на настоящем, на интеллектуальном фронте мы должны переходить в котрнаступление. Мы должны не только любым способом демонстрировать, что мы кардинально отличаемся от россиян. Мы должны признать свой вклад и роль в создании российской империи. В то же время мы должны убедить мир, что пришло время – и Киев готов взять на себя ответственность за Восточную Европу.
Что время российской империи с ее грезами о третьем Риме – это историческая девиация, к которой мы, к сожалению, приобщились. Естественное устройство Восточной Европы – киевоцентрическое.
Время вспомнить прозрение наших святых о том, что Киев это не только столица украинских земель – это новый Иерусалим Восточной Европы на берегах Днепра. Духовный светоч, лучи которого призваны сиять далеко за политическими границами Украины. И как только златоглавый Киев найдет в себе силы на полную мощность излучать свет правды, генерировать моральное превосходство, лелеять и производить ценности, оставаться центром свободы и признавать собственные ошибки, – орда отступит, как тьма отступает перед светом.
Но для этого мы должны переосознать себя как мистический центр Восточной Европы, а не вечную колонию-жертву коварных россиян...