Мирный план Новинского – предложения, заслуживающие внимания
Новинский поделился «предчувствием мира». Вот, если бы оно его не подвело!
Хоть наша страна уже пятый год пребывает в состоянии вооруженного конфликта, обсуждение темы мира в Донбассе вряд ли можно отнести к приоритетным темам отечественного политического процесса. Как это ни странно, но такое положение вещей легко объяснимо: «партия войны» у нас сильна и организована, «партия мира» – слаба и разрознена. Если не считать «Минских соглашений» и связанного с ними мирного проекта В. Медведчука, предложенный В. Новинским план разрешения конфликта в Донбассе, по сути дела, следует рассматривать как первый шаг в этом направлении. Причем, шаг конкретный, четкий, достаточно детальный. В девяти пунктах, которые предлагает автор, содержится практически полная программа действий, способная при определенных условиях дать желаемый результат.
Ключевое, фундаментальное положение мирного плана Новинского это – достижение мира не через победу нашей стороны над стороной «не нашей», а через компромисс между участниками конфликта. С точки зрения апологетов «партии войны», постановку вопроса подобным образом следует считать едва ли не «государственной изменой». С точки же зрения здравого смысла и мирового исторического опыта, к которому несколько апеллирует депутат в своих размышлениях, она естественна и обоснована. В решении проблемы, каким образом искать такой компромисс, Новинский прям и последователен: компромисс возможен как итог прямого диалога. Диалога Киева с Донецком и Луганском, а также Киева – с Москвой. Понимая, что в настоящий момент для воплощения в жизнь подобного замысла нет условий, автор плана предлагает на первом этапе воспользоваться посредническими услугами Украинской православной церкви, авторитет которой остается на высоком уровне во всей стране, включая неподконтрольные территории.
Размышляя над проблемами диалога и компромисса, Новинский высказывает мысль, способную быть воспринятой как чистейшей воды «крамола»: «мы не можем допустить, чтобы судьба Украины решалась в формате «Волкер – Сурков» без участия самой Украины». Нас за последнее время настолько приучили к тому, что зарубежные советники, эксперты, консультанты и государственные деятели «заботятся» о нас больше, чем мы сами и чем наше правительство, что даже такой небольшой камешек в огород «самого» спецпредставителя Государственного департамента США по Украине выглядит едва ли не кощунством. Но ведь Новинский же в данном случае на сто процентов прав! Нельзя, ни в коем случае нельзя допустить то, что он призывает не допускать.
В предложениях Новинского много места и внимания уделено восстановлению доверия между украинской властью и нашими гражданами, оставшимися в Донбассе, между жителями всей «большой» Украины и самопровозглашенных республик. Ход его мысли в данном случае прямо противоречит пользующихся у нас в определенных кругах и кабинетах особой популярностью предложениях после реинтеграции Донбасса в состав Украины загнать дончан и луганчан в «фильтрационные лагеря», поразив их, к тому же, в гражданских правах. Мне лично логика Новинского более близка и понятна. Если мы хотим вернуть Донбасс, то зачем же объявлять «врагами народа» тех людей, которые там живут?
Последует ли реакция власти на предложения Новинского? Если да, то какой она окажется: огульно отрицательной и ругательной или же такой, вслед за которой можно будет думать о конструктивном обсуждении плана, о его совершенствовании и дальнейших шагах, которые могли бы последовать? Хотелось бы верить в то, что реализуется вторая возможность. Впрочем, оснований для такого оптимизма вокруг нас, увы, крайне мало.