Музеи нужнее торговых центров
И детям в музеи – бесплатный вход
Кто-то из чиновников Киевской городской администрации сказал: «В центре Киева, где ни копни, везде будут старые постройки, древние улицы… Так что, ничего не строить?» Это было сказано в дискуссии с активистами и археологами о судьбе откопанных на Почтовой площади старинных артефактов. Фраза показывает, какова, собственно, очередность приоритетов, которые чиновники для себя определяют. В то время как в мире уже давно доминирует однозначный подход: история, культура, экология – главное. Если есть хоть намек на историческую важность, ни в одном городе Европы на этом месте ничего строить не будут, пока археологи и историки не дадут заключения. Пусть это займет год, и пять, и десять лет. И если появится хоть малейший повод создать музей, экспозицию, обозначить памятник – это будет сделано. Коммерческие интересы частных лиц, местной общины и даже государства уходят на второй план.
А сейчас наши чиновники считают бизнес, торговлю, получение прибыли главным мерилом важности работы. С их точки зрения, убытки, которые может понести застройщик на Почтовой площади или городской бюджет в случае компенсации, – главный аргумент в споре, что нужне – торговый центр или музей. В то время как мировая парадигма развития городов и территорий уже давно сместилась в сторону культуры, искусства, рекреации, экологии. Строительство торгового центра – на последнем месте в ряду общественных интересов. Ни один город Европы, Киев в том числе, сейчас не нуждается остро в торговых помещениях. А вот в культурно-исторических объектах все нуждаются очень. Это надо понять и поставить во главу государственной и городской политики. На территории древнего средневекового Рима нет гигантских торговых центров. И ничего – ни римляне, ни туристы не жалуются.
Увы, никакой внятной политики по отношению к культуре и музеям у нас в стране нет. Никакого приоритета им не отдается. Хорошо бы, мы пример с Европы брали, так и этого не делаем. Вот простой наглядный пример. Общественным транспортом в Киеве школьники и пенсионеры пользуются бесплатно, а в музей должны покупать билет. В Европе наоборот. За проезд плати, а в музей пожалуйста: Лувр или Галерея Уфицци – вход бесплатный до 18 лет, а гражданам стран ЕС до 26. Бесплатно идут инвалиды и люди с низкими доходами. Обычный билет в Лувр стоит 17 евро. Даже у русских во многом принята европейская система льгот. Так, в Петербургский Эрмитаж школьники, студенты, пенсионеры, инвалиды идут бесплатно. Обычный билет – около 10 евро.
А Киев? Каждый музей имеет несколько типов билетов, и везде дети платят, хоть и меньшую стоимость. В Историческом музее взрослый билет 50, детский 30 грн. В музее Второй мировой взрослый 30, детский 5 грн. И так везде. Спрашивается, зачем брать с детей эти 5 гривен? Или даже 30? Они что, делают музею выручку? Музеи и так находятся на полном бюджетном содержании. Пускайте детей и подростков бесплатно! Ведь почему-то решили, что участники АТО могут ходить в музеи бесплатно. В чем фишка, я так и не понял. Взрослые повоевавшие люди бесплатно, в дети за деньги. Да пусть ходят, смотрят без ограничений, чему-то научаются! И это будет частью госполитики, направленной на увеличение посещаемости музеев, воспитание и образование молодежи.
А чего стоит смехотворная практика взимать отдельные деньги за фотографирование? И это во времена, когда у каждого в кармане телефон с камерой. Нигде в Европе такого нет, только у нас. И это еще один показатель госполитики – бессмысленное искусственное ограничение на распространение информации из музеев.
Эти два простейших примера с ценами демонстрируют, насколько туго наши местные и государственные чиновник понимают, что такое музеи и зачем они нужны. Отсюда и упорство в предоставлении статуса и приоритета исследованиям на Почтовой площади. Какой там может быть торговый центр, чиновник и депутаты могут себе представить. А какой музей и зачем – не могут. Их надо учить, просвещать.
Украина и Киев, в частности, катастрофически бедны музеями. Хотя их много. В Киеве музеев почти двести. Они имеют разный статус: национальные, городские, частные, ведомственные. Могут не иметь никакого статуса, как Музей-архив прессы, который создал журналист-энтузиаст Вахтанг Кипиани. Они могут быть огромными комплексами, как Киево-Печерская лавра, Музей архитектуры и быта (Пирогово) или Национальный музей Украины во Второй мировой войне. А могут располагаться в квартире или отдельной комнате как мемориальные квартиры-музеи известных людей. Но экспозиции там стационарные, в основном устаревшие, новые технологии почти не применяются. В киевские музеи очереди не стоят. И туристы ради музеев к нам не едут. Это не значит, что музеи надо закрывать и ликвидировать. Наоборот, это значит, что надо пользоваться любым поводом, чтобы создавать новые музеи, делать интересные экспозиции, обеспечивать к ним максимальную доступность.
Раскопки древнего Киева на Почтовой площади, я считаю, как раз такая возможность. И ее нельзя разменивать на очередной торговый центр.