Не только Запад должен демонстрировать, что Путину не удастся его пересидеть, но и мы сами
Выиграет тот, чей формат государства будет более устойчивым и перспективным
В 2024 год.
В конце года традиционно спрашивают о событиях текущего года (позитивы и негативы) и перспективах следующего.
В условиях войны четкого распределения нет, потому что война – это априори негатив, в контексте которого и через который проходят все остальные процессы.
Поэтому правильнее, мне кажется, говорить о значимых процессах, которые имели место в этом году и будут продолжены в 2024 (на то они и значимые), а их немало. Итак, главные:
1. Наше понимание победы в условиях долгой войны. Совершенно верно, что мы начинаем обращать внимание не только на фронт, но и на тыл. Ибо неуязвимость изнутри имеет не менее важное значение, чем неуязвимость извне. И здесь есть плоскость для побед – в частности, в борьбе с постсоветским форматом государственных институтов и менталитета общества/элит. Разделяю слова Владимира Зеленского о необходимости демонстрации результата. А для этого каждый должен заниматься своим делом (т.е. профессионально), и должны действовать правила – чтобы ни власть, ни оппозиция не чувствовали предвзятости и имели равные возможности (в частности, оппозиция).
2. Наша военная стратегия и тактика на очередном этапе войны. Из однозначных и видимых позитивов 2023 можно выделить:
а) наше удержание позиций;
б) вытеснение России из монопольного положения в Черном море;
в) старт совместных оборонных производств (в Украине, но с привлечением западных инвестиций и технологий).
Тем не менее, полностью согласна с утверждением Валерия Залужного о том, что 2024 год должен отличаться от 2023-го, потому что иначе нас ждет то, о чем он писал в статье об окопной войне и ее рисках.
3. Наше евроатлантическое движение. Очевидный успех этого года, к которому причастны все (политики – власть и оппозиция, дипломаты, общество, военные, которые защищают нас) – это старт процедуры присоединения Украины к Европейскому Союзу. Будет еще много дискуссий по ходу дальнейшего движения (как внутри Украины, так и в ЕС), но для нас это хороший стимул для трансформации. Да и время (имею в виду не совсем позитивную для нас внешнюю конъюнктуру из-за выборов и роста конфликтности в мире в целом), как это ни парадоксально, тоже может стать мотиватором. Все мы видим, что помощь получать становится сложнее (на днях Денис Шмигаль обратился к нашим западным партнерам по поводу сложностей даже на текущие экономические статьи расходов) – следовательно, нужно сосредоточиться на трансформациях в пределах конкретных временных рамок, которые зависят от нас и являются критериями для дальнейшего движения в ЕС и НАТО.
4. Понимание того, что нужно что-либо менять в экономике и управлении в условиях войны. Это же касается политического процесса и коммуникации. Это, пожалуй, самое сложное. Вот хотя бы эффективность государственных предприятий и их управление – ну, чем не тема. Но здесь важно найти формат обсуждения и принятия решений – одновременно дискуссии и конкуренция как необходимая составляющая демократических систем и в то же время объединение всех вокруг целей, достижение которых делает нашу страну сильнее. Не хотелось бы конфронтационных подходов – в частности между властью и оппозицией. Тем более что у каждой из фракций, убеждена, есть конструктивные предложения. В том числе во фракции Петра Порошенко как самой большой оппозиционной политической силы.
5. Отдельно о коммуникации. Потому что, знаете, нас иногда увлекает такой зрадо-победный стиль (это когда такая победа, что зрада; и такая зрада, что даже победа). То есть, такой упрощенный подход монолога с обществом. Это факт. Но с этим что-то нужно делать. Потому что только формат старта обсуждения социально острого законопроекта о мобилизации показал, что дело труба. Как вариант, можно придерживаться такой рамки: сначала приоритеты и цели (поддерживаемые всеми), далее – способы их достижения (и здесь не то, что может, а должна быть критика, дискуссии, предложения, но ради целей и согласованных приоритетов).
В общем-то, не только Запад должен демонстрировать, что Путину не удастся его пересидеть, но и мы сами. Повторю в очередной раз: в конце концов, выиграет тот, чей формат государства будет более устойчивым и перспективным.
Всех с наступающим Новым годом, и пусть 2024-й сделает нас сильнее!