Независимость. Мы наконец-то начали понимать что она означает
О трансформации восприятия независимости
Украина за эту войну сильно повзрослела. Это факт. В том числе на уровне понимания независимости.
Восприятие независимости – это не просто о том, чтобы быть независимыми. Это о том, чтобы иметь образ и видение того, кем мы есть или какими должны быть. Предельно конкретно. А не просто быть независимыми.
То есть, иметь проактивную позицию. Условно говоря, не просто выйти из постсоветского болота, а шагать в нужном направлении, в приемлемом темпе и в подходящей обуви. Ну, например: хотим или не хотим реально в НАТО и ЕС; какой видим систему образования; понимаем (а значит делаем) или не понимаем значимость судебной реформы. И тд.
То же самое, кстати, будет касаться и России, хотя тут другая история. В РФ, в отличие от Украины, авторитаризм – это исторически свойственная форма. И, тем не менее, просто стать независимыми от режима, который все свёл к войне и шантажу всего мира, недостаточно. Это как в «Убить Дракона» – придёт другой, может менее кровожадный, но все равно дракон.
Должно быть видение, какой должна быть Россия в 21 веке, как государство, не угрожающее всему миру да и собственным гражданам, а способное жить среди разных миров, а не только в русском, если это вообще возможно применительно к России. Большая дискуссия тех, кто хочет изменить РФ, не может не касаться самого формата государства, а не только режима. То есть, не только от чего уходить, но и куда идти. Иначе только одна альтернатива – всем нам известное направление русского корабля.