Новая беларуско-российская калийная война
Калийная война между Беларусью и Россией вновь набирает обороты?
Снова октябрь и вновь задержания российских калийщиков в Минске.
Итак в Минске случилось давно ожидаемое и неожиданное – задержание людей, напрямую связанных с Уралхимом (точнее Уралкалием). В этот раз под раздачу попали бывший совладелец Уралкалия Дмитрий Лобяк и бывший топ-менеджер сего предприятия Евгений Шавель. Оба в прекрасных отношениях (и личных и деловых) с теперешним владельцем Уралхима Дмитрием Мазепиным. Все трое вместе учились в минском суворовском училище. И, что забавно, с ними Лукашенко связывал надежды завершения старой войны «за объединение» калийных активов.
Пикантности ситуации добавляет тот факт, что в 2013 тоже в октябре на фоне интенсификации «интеграционных процессов» (тогда Москва первый раз сыграла в игру «помоги с новыми санкциями против Лукашенко – получи интеграционный бонус») арестовывались российские калийщики. Руководитель Белорусской калийной компании (БКК – СП Беларуськалия и Уралкалия по сбыту удобрений) Владислав Баумгертнер был задержан в августе, а в октябре из Москвы беларусское КГБ пыталось похитить менеджера Уралхима господина Самойлова.
В обоих случаях официальные претензии заключались в экономической сфере – уплате налогов и таможенных пошлин. В реальности речь шла об интеграции и политике.
Для понимания ситуации начну издалека.
Беларусь и Россия вместе контролируют до 30% мирового рынка калийных удобрений. В Беларуси работает Беларуськалий, в России Уралкалий и Сильвинит (сегодня они объединены в Уралхим).
В далекие 2004-05 годы стороны решили избежать конкуренции и создать совместное предприятие по сбыту продукции. Так возникла ЗАО Белорусская калийная компания, где формально акции были разделены 50/50, но в реальности Минск за счет нехитрых манипуляций получил чуть больше да и офис БКК был в столице Беларуси.
Уралкалием на тот момент владел Сулейман Керимов, который на начальном этапе демонстрировал дружбу с Александром Лукашенко. Но игры в совместный сбыт ему не слишком нравились. Он пытался договориться о покупке Беларуськалия, либо слиянии с Уралкалием. Но вначале Лукашенко запросил слишком много, а в 2007 году и вовсе отказал в приеме. В том же 2007 году беларусские власти попытались наладить отношения со странами ЕС и выйти из-под санкций (да, кто не знал, санкции против Беларуси – это не новость).
Керимов, видимо, обиделся. А у него в собственности была такая мелочь как «Национальные телекоммуникации» – компания, владевшая сетями кабельного ТВ и имевшая доли в НТВ и «первом канале» российского телевидения.
Как вы догадались, медийные атаки на Лукашенко были делом техники, тем более, что санкция Кремля на такие игры была получена. И уже ближе к 2010 году (году выборов президента) активно ходили слухи об интересе Керимова к белорусской политике. Оппозиционной.
В декабре 2010 года проходят выборы, протесты, аресты активистов, включая всех альтернативных кандидатов в президенты. Беларусь под санкциями, РФ фактически покупает членство Минска в таможенном союзе и начинает давить дальше. Обсуждаются так называемые союзные интеграционные проекты. Большая часть из которых заключается в объединении ряда промышленных активов. МАЗ и КАМАЗ, Беларуськалий и Уралкалий и другие. Перед этим Керимов заводит в БКК свой менеджмент. И, чтобы Минск был более сговорчив, начинает прикрывать схемы, позволявшие оставлять больше прибыли от реализации в Беларуси, чем отправлять в РФ.
Дальше были аресты, политический скандал между Минском и Москвой. ЗАО БКК была ликвидирована, а на ее месте создано ОАО, чьи акции разделены между тремя беларусскими государственными компаниями. А что Кремль? Кремль был вынужден выкупить Баумгертнера. А Керимов вынужден был продать Уралкалий Дмитрию Мазепину. На которого Лукашенко возлагал большие надежды. Как никак есть «беларусские корни», а его ключевые партнеры (те самые одноклассники по суворовскому училищу) так и вовсе имеют два паспорта – белорусский и российский.
Дальше был 2014 год, Москва не смогла полностью реализовать план «новороссии» и были Минские соглашения. А Беларусь внезапно выскочила как «площадка» для переговоров и Лукашенко стал рукопожимаемым на Западе.
Время шло, Мазепин «не оправдал надежд» – отказался работать через БКК, хотя на начальном этапе выражал готовность. Более того, в 2018-2020 годах Уралкалий, который сам любит поиграть на понижении цены, обвинял Беларуськалий в демпинге. И это (о, внезапно) подхватили ряд беларусских оппозиционных изданий. А по Минской политической тусовке пошел слух о Мазепине и его интересе в оппозиционном движении.
Потом был 2020 год, вновь санкции. В том числе отношении БКК и Беларуськалия. Но параллельно с этим были проблемы с логистикой – единственным вариантом для экспорта вскоре стала российская территория. Идеальный вариант для Уралхима и новой попытки объединения. Более того, после 2022 года активы Мазепина вроде как попали под санкции. Но стоит вспомнить пресловутую «Зерновую сделку». Одним из условий РФ был вывод из-под санкций как раз производителей удобрений. Что и было сделано – в США санкции не отменяли, но просто выдали Generl License 6 которая на полгода исключала все (!) удобрения из режима санкционных ограничений. Сегодня действует пролонгация документа под номером 6D, подписанная 24 июня. С вероятным появлением в 2025 документа под номером 6Е.
Попытки Минска вписаться в зерновую сделку транзитом через свою территорию в обмен на аналогичное решение по Беларуськалию были безуспешными. Не без помощи РФ. Как только дипломаты Лукашенко заявляли об инициативе, или были близки к подписанию некоего меморандума, в Беларусь влетали российские ТУ и запускали ракеты по Украине. Так было в июле и сентябре 2022 года.
Таким образом, Уралхим не под санкциями, Беларуськалий под. Мазепин ведет работу по принуждению к слиянию. Но вмешивается КНР и в 2023 года фактически спасает независимость беларусской калийки уменьшив импорт продукции Уралхима в 2,5 раза и заместив ее поставками из Беларуси. В начале 2024 года схема не повторилась – в Минске решили что «поймали Бога за бороду» и не выполнили «домашнего задания из Пекина», которое касалось изменения политики, среди прочего. В результате на китайском направлении для беларусских калийщиков первые 6 месяцев 2024 года стали провалом. А тут еще и ограничения в перевозках по железной дороге (оказываться у РЖД бывает дефицит локомотивов). Одним словом, новая попытка принуждения к слиянию.
Но, как и в 2013 году, подул свежий ветер. О посте демонстрации готовности прислушиваться к партнерам, КНР резко активизировала свое присутствие в Беларуси. А в Украине (вновь параллели) запахло началом мирных переговоров. Да и Минск вновь пытается начать игру в «нормализацию» отношений с соседями. Факторы сошлись. И deja vu – в Беларуси вновь октябрь и вновь арестовывают крупных бизнесменов, связанных с российской калийной отраслью.
Одним словом, игра началась. Дальше будет веселее.