Нужно ли в Украине ввести «языковые патрули»?
«Это доказанный факт: неравнодушие общества меняет общественное пространство, а не формальные законы»
Городские власти Ивано-Франковска решили создать «языковую инспекцию» – новую общественную инициативу, о которой заявил городской голова Руслан Марцинкив. Причиной такого решения стало то, что «на улицах стало больше русского языка».
Я не буду критиковать или поддерживать Марцинкива с его идеей языковой инспекции (или, как уже привыкли называть эту идею, с «языковым патрулем»). Скажу только, что как я в этом году был во Франковске, то мне, человеку полурусскоязычному, было достаточно некомфортное принудительное, так сказать, погружение в безальтернативно украиноязычную среду.
Так что признаю: эти правила созданы именно для таких, как я. И именно для того, чтобы вытолкать нас из привычной зоны комфорта, когда не рассуждаешь о языке собственных реплик. В смысле, часто говоришь по-русски, не задумываясь.
А в таких условиях придется задумываться. Потому что «автопилот» станет некомфортным – как минимум привлечет внимание «инспекции».
Это уже не раз апробировано. Когда кто-то очень громко разговаривает в ресторане. Когда кто-нибудь кое-как паркует автомобиль. Когда кто-то курит где угодно. Если общество это игнорирует, то подобное рагульство распространяется и становится нормой. Потому что мы не в Великобритании или в Нидерландах живем, чтобы для формирования навыков хватало формального закона. У нас на что-то может повлиять только активная позиция небезразличных. Потому что законы в большинстве своем можно повернуть в любую сторону.
Знаете, когда мне впервые заметил, что ему мешает мое курение, это вызвало даже агрессию – что за диктат?! Аналогичное замечание вторично, третий, пятый раз воспринял уже нормально – действительно, как-то неудобно создавать проблемы людям, стоит прекратить или выйти. И постепенно это даже побудило меня курить меньше, почти бросить.
Был я в этой ситуации и с противоположной стороны: помню реакцию на мое замечание по поводу громких матов на весь кинотеатр. Поскольку к моим замечаниям приобщились и другие, компания начала говорить тише и фильтровать лексикон.
То есть это доказанный факт: неравнодушие общества меняет общественное пространство, а не формальные законы. Если бы община реагировала постоянно, массово и на каждый случай неприемлемого поведения, то мы однозначно давно жили бы в гораздо более культурной, более безопасной и комфортной для всех среде.
Так что просто относитесь к инициативе языковой инспекции как к умышленному выталкиванию из «комфортного автопилота» – просто на этот раз речь идет не об автопилоте «бросить окурок, где стоял», а об автопилоте «говорить по-русски, не задумываясь». Инспекции будут содержать нас (да, принуждением путлического неодобрения, но что делать, если по-другому на нас не влияет?) вне привычного пузырька автопилота.
И в результате принуждения к общественно-приемлемому поведению люди будут разговаривать на украинском (потому что неодобрительно), не будут курить рядом с другими (ибо сделают замечания), не будут сорить (потому что осудят и заставят убрать) и не будут парковаться по тротуарам и газонам.