«Обмен» Сенцова на преступников: что задумал Кремль?
Власти США отвергли вариант обмена украинского режиссера Олега Сенцова на россиян, отбывающих наказание в американской тюрьме
Москва безуспешно пытается «выдернуть» Вашингтон на кулуарные переговоры по Украине, используя крымчан как заложников.
Российская «Новая газета» на днях опубликовала сообщение о якобы готовности Москвы обменять украинского режиссера Олега Сенцова на трех россиян, которых удерживают в США. ФСБ задержала режиссера и нескольких его знакомых в Крыму весной 2014 года якобы по подозрению в подготовке теракта. Летом следующего года Северо-Кавказский окружной военный суд в Ростове-на-Дону приговорил Олега Сенцова к 20 годам колонии строгого режима, признав его виновным в террористической деятельности. Большая часть «доказательств», добытых ФСБ, была выбита под пытками.
Как указано в материале «Новой газеты», о возможности обмена редакции сообщил источник, близкий к переговорам по обмену пленными между Кремлем и Киевом. «Москва готова обсуждать такую «гуманитарную акцию» напрямую с Вашингтоном, при этом Украина не будет являться стороной переговоров», – сообщила газета.
В публикации указано, что речь идет о российских гражданах, осужденных в США, Викторе Буте и Константине Ярошенко; и находящейся под арестом Марии Бутиной. Виктора Бута в 2008 году задержали в Таиланде по запросу США. По итогам судебного процесса россиянина приговорили к 25 годам тюрьмы, признав его виновным в торговле оружием и поддержке террористов. Константина Ярошенко в 2010 году задержали в Либерии, а затем перевезли в США. В Америке по решению суда он получил 20 лет тюрьмы за контрабанду наркотиков. Марию Бутину арестовали в США летом этого года. Американские следователи подозревают, что женщина действовала как иностранный агент, но без необходимой регистрации, а также участвовала в сговоре с целью влияния на американскую политику. По американским законам, россиянке грозит до 10 лет тюрьмы.
Представитель российского МИД Мария Захарова и пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в один голос заявили, что им ничего не известно о таких планах. Самое главное – что они не стали категорически отрицать вероятность такого обмена.
В Государственном департаменте США отвергли вероятность обмена Олега Сенцова на россиян, сидящих в американской тюрьме. Как заявила официальный представитель внешнеполитического ведомства Ванесса Эккер, дело украинского режиссера нельзя сравнивать с судебными вердиктами против уголовников. «Если такие переговоры и состоятся, то наша позиция ясна: мы не обмениваем преступников на политических заключенных. Мы считаем, что Олег Сенцов является политическим заключенным, не преступником», – отметила Эккер.
Зная «традиции» кремлевской дипломатии, имеются основания предположить, что российские чиновники через «Новую газету» пытались прощупать почву для кулуарных договоренностей с американцами. Тем более, что у Москвы уже был опыт выдачи украинских политических заключенных третьей стороне. Заместителей председателя Меджлиса крымскотатарского народа Ильми Умерова и Ахтема Чийгоза передали властям Турции, и только после этого их направили в Украину. Якобы Анкара в ответ выдала Москве двух российских агентов, которых турецкие власти обвиняли в шпионаже и подготовке убийства.
Кулуарные переговоры и неравноценные обмены – одна из излюбленных тактик Москвы в отношениях с Западом. Такой подход работал до 2014 года, пока россияне не аннексировали Крым, не вторглись на Донбасс и не начали «гибридную войну» против США и ЕС. Кремль открыто действует террористическими методами, рассматривая подневольное население захваченных территорий как политических заложников. Дело Олега Сенцова красноречиво указывает, что российские спецслужбы могут обвинить в терроризме любого крымчанина.
Из вышеуказанного можно сделать три основных вывода. Во-первых, Олег Сенцов нужен россиянам живым. Режиссер интересен как «обменный фонд» и предмет для политического торга. В смерти политического заключенного российские власти (если они руководствуются здравым смыслом) не заинтересованы. В противном случае им грозит повторение истории с юристом Сергеем Магнитским, против которого сфабриковали уголовное дело, а затем убили в тюрьме. Смерть Магнитского, который вскрыл масштабную коррупцию в российских верхах, спровоцировала антикремлевскую кампаниюв ряде западных государств.
Второе – Москва не оставляет попыток втянуть американцев в кулуарные переговоры по Украине. Обмен политического заключенного может быть подходящим поводом для начала подобных встреч. Источник «Новой газеты» не просто так подчеркнул, что переговоры должны пройти без участия украинской стороны. Для Москвы, начиная с аннексии Крыма, это является принципиальным моментом. Российский президент Владимир Путинотказывается признавать нашу страну полноправным геополитическим субъектом. Начало российско-американских переговоров по обмену Сенцова на российских преступников могло дать Кремлю надежду на то, что Запад может пожертвовать интересами Украины. Россияне, «выдергивая» американцев на переговоры, рассчитывают, прежде всего, на это.
Третье – самое неприятное. Москва продолжит брать украинских заложников в аннексированном Крыму и на собственной территории. Кремлю важно показать, что украинская власть – «слабая» и якобы не в состоянии защитить своих граждан. Такими действиями россияне попадают сразу в две цели: увеличивают «обменный фонд» для торга с Западом и помогают местным «политикам-примирителям» вести пропаганду внутри Украины.