Оборотная сторона цифровизации и искусственного интеллекта

Повальное увлечение ИИ может пагубно влиять на молодое поколение
фото з відкритих джерел

«Посещаемость библиотек сейчас резко упала, все думают, что гугл может заменить работу с книгами»

Сразу скажу: я не ретроград и всегда выступал за технологизацию процесса образования.

Но у каждого процесса есть свои крайности.

Когда я учился в школе, массово появились калькуляторы и значительная часть моих знакомых разучилась делить в столбик и умножать.

Конечно, не в моем классе, так как я учился в математическом, но среди знакомых, утрата навыка делить и умножать, была массовой.

А ведь деление «в столбик» – это не просто механическое действие, но и развитие части мозга, отвечающего за точные науки.

Когда появился гугл, значительная часть студентов утратила способность работать с первоисточниками и находить необходимую информацию в библиотеках.

А ведь библиотека – это «книжная социализация».

Будучи студентом, я имел абонемент во все основные библиотеки Киева, так как работу с книгами в поиске нужной информации ни с чем не сравнить.

Посещаемость библиотек сейчас резко упала, все думают, что гугл может заменить работу с книгами.

В последнее время, обратил внимание, что на различных эфирах, люди моложе меня во время дискуссии постоянно «гуглят» для поиска информации и аргументов.

Но это же очень поверхностно – хвататься за первую попавшуюся ссылку и думать, что это заменит реальные знания.

Я например, никогда не пользуюсь телефоном во время эфиров – мой гугл у меня в голове, потому что я опираюсь на упорядоченную систему знаний и проверенную информацию.

Далее – искусственный интеллект (ИИ).

Многие студенты, с которыми приходится общаться, теряют способность работать с текстами и анализировать их логическую структуру.

Одна из причин – повальное увлечение ИИ.

Но одно дело, когда ученый привлек ИИ в теоретическом разделе своей работы – «анализ предыдущих теорий» и совсем другое – когда студент с помощью ИИ напишет дипломную работу.

Все это может привести к расколу системы образования и ее качества.

Для большинства – уровень «церковноприходской школы». Не по количеству лет обучения (длительный срок обучения в современной школе – это больше фактор социализации), а по уровню образования.

И более сложное образование для избранных. С делением в столбик, работой в библиотеках и самостоятельной работой с текстами. Когда технологизация образования и науки является способом развития, а не инструментом упрощения.