Окружению Путина дали сигнал: что нужно знать о Трампе и «российском» Крыме

Дональд Трамп на встрече лидеров «Большой семерки», 9 июня 2018

Фото: EPA/UPG

О якобы словах Трампа о российском Крыме

Вскоре после саммита «Большой семерки» в Канаде американское издание BuzzFeed со ссылкой на источники сообщило, что президент США Дональд Трамп на встрече спросил других лидеров стран G7, почему они поддержали Украину в ее противостоянии с Россией. Также глава Белого дома якобы назвал Крым российским, потому что жители полуострова говорят по-русски. За несколько дней Вашингтон так и не опроверг то, что все это действительно прозвучало в Квебеке. Пресс-секретарь Белого дома на брифинге для журналистов не стала отвечать на вопрос, заявив, что ничего не знает о таком комментарии.

То, что Трамп якобы сказал, что Крым принадлежит России – совершенно непроверенная информация: кто-то сказал, что Трамп это сказал. То, что подобное сообщение появилось, говорит, что какие-то люди в окружении Трампа хотят дать сигнал, который необходим тем людям в окружении Путина, с которыми они общаются.

Идет взаимодействие между окружением Путина и окружением Трампа (я думаю, что все это происходит не на очень высоком уровне в окружении Трампа), это несомненно. Мы знаем, что вначале возлагались надежды на (экс-госсекретаря США Рекса) Тиллерсона, и он эти российские надежды не стал оправдывать, а проводил собственную политику, которая не была направлена ни против России, ни на удовлетворение ее интересов.

Вполне возможно, что на уровне каких-то людей в Госдепартаменте общение идет. Тем более что в Вашингтон постоянно приезжают российские олигархи, так или иначе связанные с российской властью. Вероятно, что по этим каналам подаются какие-то сигналы, которые должны понравиться Путину – при помощи этого общения и возможных перспектив на будущее пытаются управлять его внешнеполитическими шагами.

Неважно, кто журналистам дал эту информацию – важно, что администрация Трампа не стала ее опровергать и не сказала тут же: «Нет, как вы могли подумать, что мы такое сказали?! Захват Крыма – это грубое нарушение международного права, и мы никогда с ним не согласимся» (о том, что Крым украинский в Госдепе заявили уже после разговора, то есть не сразу после появления информации о словах Трампа). Сигнал как раз и заключается в том, что они это не опровергли.

Пока что Трамп имеет очень высокие шансы переизбраться на второй срок. Его политика во время второго срока может быть еще более непредсказуемой, чем на первом сроке. Посмотрим, как проголосуют республиканские избиратели на выборах в Конгресс осенью. Пока есть впечатление, что республиканские избиратели в целом поддерживают внешнюю политику Трампа, и она не является для них препятствием, чтобы голосовать за республиканских кандидатов. Более того, мы видели, что республиканские кандидаты, выступающие против политики Трампа, вынуждены были отказываться от участия в выборах. Это во-первых.

Во-вторых, принципиальная позиция Трампа состоит в том, что Америка не связывает себя на международной арене какими-либо обязательствами, а действует только так, как ей кажется выгодным, прежде всего с экономической точки зрения.

Если Трамп решит, что складывается такая ситуация, когда выгодно признать аннексию – де-факто, как это было со странами Балтии, потому что юридическое признание просто невозможно (нельзя признать правонарушение законным деянием), – он может это сделать. Правда, я не понимаю, какая может сложиться ситуация, чтобы он действительно почувствовал, что ему выгоден такой шаг. Пока такого нет – нет никаких реальных признаков того, что США собираются де-факто признавать «присоединение» Крыма к России.

Очень сложно предугадать, что будет делать человек, который не считает себя связанным какими-либо ограничениями.