Почему Гобсек бы плакал, глядя на НКРЭКУ
Акула бизнеса, старик Гобсек из романа Бальзака, учил своего единственного приятеля, что глупо придерживаться принципов: «Нет на земле ничего прочного, есть только условности и высшее мастерство орудовать мим по своему усмотрению».
В искусстве манипулирования принципами и правилами НКРЭКУ превзошла легендарного Гобсека. Первое: есть закон Украины «О рынке природного газа», есть утвержденные самой комиссией Кодексы и типовые договора, в которых черным по белому указано, что учет природного газа следует вести с приведением его к стандартным условиям. Второе: закон об НКРЭКУ обязует комиссию обеспечить равные права ВСЕМ участникам рынка газа.
Итак, ВСЕ компании группы Нафтогаз ведут учет ВСЕХ своих операций с газом только с приведением его к стандартным условиям. И объемы газа, который «Запорожгаз» транспортирует населению, в Нафтогазе также учитывают с приведением к стандартным условиям. Но вот затем цепочка приведения обрывается. НКРЭКУ запрещает использовать такой учет для населения, поэтому облгазы должны указывать его в рабочих условиях ( т.е. по показаниям счетчиков газа без температурной коррекции).
Таким образом, зимой у группы Нафтогаз «рабочие» 100 кубометров газа после приведения к стандартным условиям учитываются как 105 или 107 кубометрами (условно) – чем холодней, тем больше газа в одном кубометре, и это соответствует законам физики. Но для «Запорожгаза» госрегулятор приостановил действие этих законов природы. Потому мы должны учитывать газ для населения отказавшись от температурной коррекции. Это приводит к тому, что группа Нафтогаз по своему учету продает населению больше газа, чем показывают счетчики бытовых потребителей без температурных корректоров. За три последних года такая разница в денежном выражении по Запорожской области составила 264 млн грн.
Исходя из принятого в 2015 году закона «О рынке природного газа» и разработанного НКРЕКП Кодекса газораспределительных систем, «Запорожгаз», как и коллеги в других областях, стал также использовать приведение к стандартным условиям – и таким образом уровнял всех своих клиентов. Отмечу, что для коммерческих клиентов законы физики действуют априори и их объем использованного газа измеряется с учетом температурной коррекции. Это проводится либо автоматически, если у клиентов есть счетчики с корректорами, либо с применением коэффициентов, специально разработанными Минтопэнерго.
Важно: среди бытовых клиентов «Запорожгаза» также есть те, у кого установлены счетчики газа с автоматической коррекцией. Соответственно, коэффициенты для приведения объемов потребления к стандартным условиям используют только для потребителей со счетчиками газа без корректоров. Это позволило восстановить цельную цепочку расчетов за газ в единых – стандартных – условиях. Ведь НАК «Нафтогаз Украины» меряет объем газа приведенный к стандартным условиям, значит и коммерческие потребители и бытовые должны быть в равных условиях. Так говорит закон.
Но НКРЭКУ считают такое равенство нарушением и даже выписал «Запорожгаз» максимально возможный штраф - 850 тыс. грн. В НКРЭКУ даже не придумали, как обосновать эту санкцию – в акте проверки не указано, какую именно норму законодательства нарушила компания. Потому что ее нет.
Такое избирательное применение штрафов происходит на фоне замороженного с 2016 года тарифа на распределение, который является причиной хронических убытков «Запорожгаза (625 млн грн с 2016 года). Добавьте сюда увеличение протяженности сетей «Запорожгаза» за последние 7 лет на 380 км, и изношенность старых газопроводов – для их обновления при нынешнем тарифе понадобится 150 лет. И не забудьте про зарплату, которая решением НКРЭКУ установлена на уровне, более чем в два раза ниже средней по энергетике и из-за мизерности которой компания уже потеряла почти треть сотрудников.
Остается открытым вопрос: в чьих же интересах действует госрегулятор, орудуя принципами и правилами на зависть хрестоматийному ростовщику? Пока приведение газа к стандартным условиям норма для группы Нафтогаз, но табу для газораспределительных компаний – формируется дутая задолженность, которую пытаются навестить на нас. И цель у Нефтегаза понятная – они стремятся довести предприятия газораспределительной отрасли до банкротства и монополизировать эту отрасль. В таких условиях у «Запорожгаза» не остается другого выхода, как будет отстаивать свою правоту в суд
Татьяна Бузовская, технический директор ПАО «Запорожгаз»