Почему война в Судане – еще одна мировая катастрофа?
«На сегодняшний день война в Судане – это самый большой гуманитарный кризис в мире, от которого отстранились Европа, США и ООН»
Давайте еще немного поговорим о происходящем в мире. Это суданская война, которая происходит прямо сейчас. И которая может иметь долгосрочные разрушительные последствия и для региона, и Европы, и Азии. Но мир смотрит на нее достаточно специфически.
Как началась война? В 2019 году в Судане прошли массовые протесты против длительной диктатуры Омара аль-Башира. После его свержения военные взяли на себя временное руководство страной, обещая передать власть гражданским. Было создано переходное правительство, состоявшее из военных и гражданских лиц. Однако между ними постоянно возникали конфликты по разделу власти.
В октябре 2021 года военные (далее – SAF) во главе с Абделем аль-Бурханом совершили переворот, распустив переходное правительство и захватив полную власть. Это привело к дальнейшим протестам и международному осуждению. Против действий военных выступили полицейские силы – Силы быстрого реагирования (RSF) под предлогом Мохаммеда Хамдана Дагало, религиозного фанатика. Напряженность между SAF и RSF достигла пика в 2023 году. Обе стороны начали открытые боевые действия, борясь за контроль над страной и ее ресурсами. Недра Судана богаты рядом на нефть, железную руду, медь, хром, цинк, вольфрам, слюды, серебро, золото.
2,5 млн человек могут умереть от голода уже к концу года. С начала активных боевых действий только в Хартуме, столице Судана, погибли не менее 150 тыс. человек. Тела состоят во временных могильниках, видимых из космоса. Уже более 10 млн человек – это 20% населения Судана – стали беженцами. Жители страны все чаще вынуждены есть листья и траву, потенциальных жертв голода к 2027 году может быть до 10 млн. Обе стороны обстреливают гражданских, привлекают детей к войне и вызывают голод. RSF обвиняется в массовых изнасилованиях и геноциде.
На сегодняшний день война в Судане – это самый большой гуманитарный кризис в мире, от которого отстранились Европа, США и ООН. По-настоящему отстранились. Тем временем другие ребята принимают в войне активное участие: ОАЭ снабжают оружием RSF, Иран и Египет вооружают военную хунту, Россия подпитывает обе стороны и развернула в стране «вагнеровцев» для поддержки Сил быстрого реагирования. Да, именно по ним вроде бы нанес удар наш ГУР. Саудовская Аравия, Турция и Катар также преследуют свои узкие цели, например, контроль над залежями золота. КСА и Турция также пытаются хоть как-то помочь суданцам с едой.
Почему эта война проблема? Кроме гуманитарного аспекта, конечно.
Первое – дестабилизация всего региона Сахеля, а также приграничных стран Ближнего Востока и Восточной Африки. Соседи Судана – Чад, Египет, Эфиопия и Ливия – столкнутся с потоками беженцев, оружия, террористов.
Второе – цепной реакцией она ведет к увеличению потока беженцев на Ближний Восток и Европу. Уже сейчас 60% беженцев в лагерях в Кале, на южной стороне Ла-Манша, являются суданцами.
Третье – Судан имеет около 800 км на побережье Красного моря, поэтому его коллапс угрожает Суэцкому каналу, важной артерии мировой торговли.
Четвертое – страна может стать убежищем для террористов или обеспечить плацдарм для других режимов, стремящихся сеять беспорядки. Россия и Иран требуют военно-морской базы на Красном море в обмен на вооружение SAF.
Несмотря на огромные ставки, мир реагирует на войну в Судане с безразличием. Если раньше мир сумел остановить предыдущую суданскую войну, добившись разделения страны на Судан и Южный Судан, сейчас США и Европа надо заняты Китаем, Газой и Украиной. Китаю плевать на эту войну, а ООН недееспособна и парализована разногласиями между великими государствами.
Игнорировать войну в Судане – это серьезное заблуждение как с моральной, так и с прагматичной точки зрения. Допустить смерть от голода и насилия миллионов людей безнравственно, Европа заинтересована в ограничении потоков беженцев, Азии нужно стабильное Красное море. Мир должен сосредоточиться на гуманитарной помощи (едой, лекарствами) и перекрытии поставок оружия стороне конфликта. Но никто ничего не делает.