«Потемкинский Крым» для комиссара Миятович
Кремль рассчитывает «закрыть» вопрос о правах человека на аннексированном полуострове
В Кремле уверены, что рано или поздно смогут навязать европейцам ползучее признание итогов крымского «референдума» 2014 года. Российские начальство пытается «продать» Западу мнимое межнациональное благополучие в регионе, дабы иметь возможность, при необходимости, провести очередное «всенародное голосование».
Комиссар Совета Европы (СЕ) по правам человека Дунья Миятович сообщила, что намерена посетить аннексированный Крым, но сделала оговорку, что решение пока не окончательное.
«В связи с некоторыми заявлениями, которые распространяются в средствах массовой информации и в Интернете в отношении моего визита в Крым, я хотела бы подчеркнуть, что я действительно планирую поехать в Крым, но пока это еще предстоит подтвердить. Есть много вопросов, которые необходимо уточнить, чтобы я могла заниматься правозащитной деятельностью на полуострове», – цитирует Миятович ее офис.
Заявление российского МИД о том, что «достигнута договоренность о поездке комиссара СЕ по правам человека Миятович в Крым 7-11 октября этого года», стало неожиданностью для украинской общественности. Во внешнеполитическом ведомстве Украины заявили, что ждут госпожу Миятович для обсуждения деталей возможной поездки.
Кремль систематически блокирует приезд в Крым международных миссий по правам человека. На полуостров завозят лишь «политические десанты» из числа лояльных европейских общественников, политиков и депутатов, которые готовы публично поддержать аннексию.
Несмотря на это, официальные представители Совета Европы все-таки приезжали на полуостров. Осенью 2014 года Симферополь посетил комиссар СЕ по правам человека Нилс Муйжниекс. Собрав информацию на месте, дипломат выступил с жестким заявлением, обвинив российские власти в многочисленных злоупотреблениях.
«Случаи серьезных нарушений прав человека, среди которых – убийства, насильственные исчезновения, физически жестокое обращение и незаконные задержания, допущенные в Крыму, начиная с марта 2014 года, должны быть расследованы», – заявилНилс Муйжниекс на итоговой пресс-конференции.
Кремль такие выводы не устроили. Следующая делегация СЕ посетила захваченный украинский полуостров только через полтора года. В январе 2016 года в Крым приехал представитель генерального секретаря Совета Европы Жерар Штудман. Во время визита ему позволили встретиться с активистами, а также с заместителем главы Меджлиса крымскотатарского народа Ахтемом Чийгозом, который на тот момент сидел в следственном изоляторе по сфабрикованному уголовному делу.
«Мне показали, и я сам убедился в тех усилиях, которые принимаются Российской Федерацией для улучшения ситуации в различных областях, в том числе в области образования. Нас очень обрадовало то, что нам показывали – ремонт школ, возможность обучаться на крымскотатарском языке, на украинском языке, подготовка учителей, инвестиции. Это все нас очень обрадовало», – процитировали тогда Штудмана российские журналисты.
Говорил ли европейский дипломат именно это, доподлинно неизвестно, но, как сообщали украинские активисты, российские власти показали делегации «потемкинскую деревню». В одной из школ Симферополя для господина Штудмана устроили детский концерт: ученики в национальных одеждах исполняли песни на украинском языке.
В целом заявления Жерара Штудмана были мягче, нежели выводы Нилса Муйжниекса. Глава Меджлиса, народный депутат Рефат Чубаров заявил, что часть доклада по ситуации с правами человека в Крыму, который подготовили под руководство господина Штудмана, не соответствовал реальному положению дел в регионе.
Итак, зачем российским властям визит Дуньи Миятович? Во-первых, Москва рассчитывает, что с нее снимут санкции Совета Европы без выполнения российской стороной каких-либо условий по Крыму. На ближайшей сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) будет рассмотрен вопрос возвращения российской делегации права голоса. Увы, риски, что Кремль может получить желаемое, не сделав ничего в ответ, остаются высокими.
Формально, с россиян могут снять лишь политическую часть санкций. Экономические ограничения ЕС как наиболее болезненные останутся в силе, но такое решение европейских структур будет иметь самые негативные последствия как для Киева, так и для Брюсселя. Российское руководство утвердится в мысли, что Брюссель легко поддается политическому шантажу, и можно давить дальше. На этом фоне возможный приезд в Крым комиссара Совета Европы – всего лишь символическая уступка со стороны Москвы.
Во-вторых, Кремль рассчитывает «навсегда закрыть» обсуждение массовых нарушений прав человека на полуострове или существенно понизить градус международной дискуссии по этому вопросу. Госпоже Миятович покажут не просто «потемкинскую деревню» межнационального благополучия, а целый «потемкинский Крым», в котором все жители бесконечно благодарны Кремлю за цензуру, аресты, сфабрикованные уголовные дела, уничтожение национального образования, экономические проблемы, санкции, милитаристскую истерику и прочие проявления российской как бы стабильности.
Третье. На днях российский МИД вновь начал вбрасывать в информационное пространство тему «повторного референдума». Глава ведомства Сергей Лавровзаявил, что американская сторона в 2014 году якобы предлагала провести еще одно «голосование». Кремлевские пропагандисты тут же подхватили сообщение, которое за пару суток «обросло» комментариям лояльных к России политических комментаторов. Они в очередной раз заверили, что результаты «повторного референдума» будут такими же, как и итоги голосования пятилетней давности.
Сомнительно, что американская сторона предлагала такой вариант. Вашингтон последовательно ведет политику непризнания российской оккупации украинских территорий. В противном случае, Москва тут же бросилась бы организовывать еще одно «голосование», рассчитывая «продать» его итоги Западу. Ничего подобного не произошло. Очередной «референдум» нужен именно российскому руководству. Сергей Лавров таким заявлением попытался в очередной раз указать европейским русофилам вариант «решения» проблемы аннексированной территории.
Российские власти манипулируют фактами по поводу соблюдения прав крымских татар и украинцев в Крыму, создают карманные «национальные автономии», в том числе, с прицелом на проведение еще одного «всенародного волеизъявления».
Снятие санкций в ПАСЕ, идея российских властей допустить в регион комиссара Совета Европы, заявления господина Лаврова о «повторном референдуме» – это все части одного продуманного кремлевского плана по легализации аннексии полуострова. В Москве уверены, что если предложить Совету Европы хитрую формулу признания аннексии, при которой Запад как бы сохраняет лицо, то европейцы на это согласятся.