Потери оккупантов: будут ли протесты жен и матерей?
Население России своеобразно относится к новостям о погибших солдатах
По последним новостям группа ИС зафиксировала имена 5381 российского оккупанта, которого публично похоронили или в самой России официально признали убитыми. Похоронки зафиксированы в 2744 населённых пунктах.
Это ядро статистики о потерях российских оккупантов. В ней нет тех, кто точно уничтожен, но есть неясность с местом захоронения. Или данные неполные, или есть какие-то разночтения. Это максимально подтверждённая выборка, на основе которой можно делать выводы и прогнозы.
Лидеры по числу зафиксированных потерь в разрезе регионов РФ:
- Дагестан – 260
- Бурятия – 230
- Краснодарский край – 193
- Башкортостан – 181
- Волгоградская область – 166
- Забайкалье – 136
- Оренбургская область – 133
- Чечня – 131
- Челябинская область – 125
- Пермский край – 120
- Северная Осетия – 119
- Ростовская область – 119
- Свердловская область – 113
- Саратовская область – 112
- Татарстан – 110
- Алтайский край – 108
- Ставропольский край – 102
- Самарская область – 100
Для сравнения:
- Москва – 15
- СПб – 38
- Временно оккупированный Севастополь – 52.
Уже всем очевидно (и за рубежом, и в РФ), что число уничтоженных российских солдат исчисляется десятками тысяч. Наступает момент, когда на первый план выходит не общая численность, а структура потерь в разрезе территорий.
Например.
15 августа отмечают День Республики Тыва. Откуда родом военный преступник и будущий подсудимый международного трибунала (если доживёт) Сергей Шойгу.
Площадь Тывы – 168,6 тыс. км кв. Это как две Австрии или 4 Голландии. При этом население Тывы – 332 тыс. человек. Меньше, чем в Виннице до февраля 2022 г.
По данным, которые мы зафиксировали, на 12 августа публично признаны уничтоженными 94 жителя Тывы. Это первое место в РФ по доле убитых относительно численности населения.
Совсем немного отстаёт Бурятия. Но в статистике Бурятии есть часть небурятов. А вот в статистике Тывы – только 4-5 явных нетувинца. Все остальные по характерным именам/отчествам имеют региональные этнические корни.
Сотня трупов мужчин трудоспособного возраста при такой численности населения – это немало. Но данная цифра вряд ли произведёт впечатление на самих тувинцев. Разве что позитивное.
Тыва – одна из самых диких и забитых российских территорий. Традиционный лидер по числу убийств и изнасилований. С крайне скептическим отношением к этническим русским. Армия для Тывы – это социальный лифт.
В Украине тувинцы проявили себя как самое настоящее зверьё. Эпизод в Черниговской области, когда убили женщину, заминировали её тело и привязали к ней живого ребёнка, по информации от свидетелей – это преступление тувинцев. И подобных по зверству эпизодов – не один.
Гибель соплеменников даже в таком количестве не вызовет какого-то взрыва в Тыве. «Похоронные» компенсации станут наглядным доказательством, что участие в убийствах украинцев является прекрасной инвестицией. Гораздо выгодней, чем погибнуть в пьяной драке в Кызыле или какой-то совсем дыре.
Но есть регионы, где не все так однозначно.
Например, в Кемеровской области сравнительно небольшое число официально признанных трупов – 60. Особенно с учётом населения – 2,6 млн.
Немалая часть уничтоженных – росгвардейцы. Ещё часть – недоразумения из 74-й отдельной мотострелковой бригады. Той, что упоролась при форсировании Северского Донца, оставив инсталляцию из десятков единиц бронетехники.
Нюанс в том, что после ограничения на ввоз российского угля в ЕС, Кемерово (Кузбасс) столкнётся с неслабой проблемой сбыта.
Даже если найдётся покупатель на востоке, то чисто логистически через Транссиб доставить сопоставимый объём грузов очень затруднительно. Там же подвиснет и несколько металлургических предприятий. К концу года обстановка в регионе будет весьма нервная. А злые шахтёры и металлурги – тот ещё подарок.
Напряжение могут попытаться сбросить через формирование региональных батальонов наёмников. Но стратегически это ситуацию не исправит. А похороны – наоборот – могут стать организующим началом для искрения недовольных. Разогнать похоронную процессию – это будет новый уровень ада.
Показательной в своём роде является ситуация ещё в двух национальных регионах – Башкирии и Татарстане.
Население регионов – сопоставимо, порядка 4 млн. человек.
В Татарстане татары составляют 53% населения, русские – чуть меньше 40%.
В Башкортостане русские составляют 36%, башкиры – 29,5%, татары – 25,4%.
По состоянию на 12 августа, мы насчитали 110 уничтоженных оккупантов из Татарстана и 181 из Башкортостана. Причём если смотреть на имена, то в списке убитых из Татарстана около половины – со славянскими именами/фамилиями.
С Башкортостаном есть отличие – неславян чисто на глаз больше, около 2/3, может – ещё больше (точнее установить сложно, будет погрешность).
Российские специалисты говорят о том, что война по-разному скажется на двух национальных республиках.
Татарстан был высокоразвитым регионом, который стремился интегрироваться в мировую экономику. В республике сохранилась своя крупная нефтяная компания. Определённой величиной был тот же «Камаз» (хоть и с массой иностранных комплектующих).
В Башкортостане резвится компания «Роснефть». В июне на так называемом Петербургском экономическом форуме «Роснефть» и Башкортостан подписали «соглашение о сотрудничестве». Компания должна взять на себя дополнительные соцобязательства.
Кризис вследствие санкций в первую очередь ударит именно по тем регионам РФ, которые пытались развиваться, а не только продавать сырьё. Т.е., Татарстан, который стабильно входил в первую пятёрку по уровню социально-экономического развития РФ, должен прочувствовать сильнее. Однако российские же аналитики отмечают два момента.
Во-первых, неясно, как сильно повлияют на российские компании и бюджет в целом санкции против нефти (с конца 2022 года) и нефтепродуктов (весна 2023 года). Может, их к тому времени пересмотрят или де-факто они не заработают. Зима покажет. Ибо и в Татарстане, и в Башкортостане та же нефтехимия составляет немалую долю производства.
Во-вторых, качество регионального менеджмента в Татарстане было значительно выше, чем в Башкортостане.
С точки зрения осмысленного антикремлёвского поведения элит, попыток выторговать чуть больше свободы и денег – шанс в Татарстане выше.
В Башкирии отмечают большую вероятность низовых брожений. И вот здесь наличие массы трупов и вернувшихся с войны оккупантов может стать фактором дестабилизации. Которую местная власть купировать не сможет. Или не захочет.
Пока число уничтоженных оккупантов на настроения влияет не особо. Потому что основную массу трупов тихо прикапывают в небольших населённых пунктах. Но человеческий ресурс в глубинке заканчивается, бремя войны постепенно переползает на города через наёмничество.
Негативное влияние санкций на российскую экономику проявляется значительно медленнее, чем ожидалось. Во многом потому, что масса лазеек. Однако медленное сползание происходит. К концу года накопительный эффект должен быть заметен. И вот тут потери при отсутствии успехов на фронте стремительно превратят войну из мобилизующей в крайне непопулярную затею...