Проблема временно перемещенных лиц. Что может сделать Украина?
Как сохранить человеческий капитал в виде 2-3 млн людей, которые не смогут вернуться в свои дома?
Слабая позиция – обсуждать, настоящий или нет Путин приехал в Мариуполь инспектировать «потемкинские кварталы».
Сильная позиция – заявить о реализации в Украине системного проекта по решению проблем временно перемещенных лиц (ВПЛ).
Мы же знаем, что нет ничего более постоянного, чем временное.
У нас уже были ВПЛ в 2014-м году. Так «временными» и прожили все восемь лет.
Нефть 21 века – человеческий капитал.
Люди – это золото любого государства.
Как сохранить человеческий капитал в виде 2-3 млн людей, которые не смогут вернуться в свои дома?
Я уже писал о своей идее – проект «Феникс».
Строительство рядом с АЭС (до 20-30 км) специальных городков, которые могли бы стать не только местом размещения ВПЛ, но и магнитом для привлечения инвестиций.
Три фактора успеха проекта.
1. Создание для инвесторов индустриальных платформ – бесплатное подключение электроэнергии и льготный тариф на 5-10 лет. Размещение энергоемких и трудоемких производств.
Получаем первую, производственную сферу проекта – создание рабочих мест и привлечение инвестиций.
Сохранение социокультурных общностей ВПЛ, их традиционного жизненного уклада (занятость в промышленности, социальная среда).
2. Вторая сфера проекта – создание качественного жизненного пространства: школы, детские садики, парки, спортивные сооружения и т.д.
Ведь то, что предлагается для ВПЛ сейчас – это гетто в виде модульных городков, без социальной инфраструктуры, рабочих мест, качества жизни.
3. Третья сфера – безналогове пространство в таких городках для малого и среднего бизнеса.
Качественная предпринимательская среда, без фискального давления и регуляций.
Упрощенное землевыделение. Заявочный принци ведения бизнеса.
Это создание прототипа чартерных городов в Украине, в которых бизнес развивается на основе саморегуляций, специальных советов предпринимателей.
Проект «Феникс» можно начать на базе уже существующих городов, которые являются базовымии для действующих АЭС:
- Южноукраинск – Южно-Украинская АЭС;
- Нетешин – Хмельницкая АЭС;
- Вараш – Ровенскаяя АЭС.
Каждый из таких инвестиционных проектов будет иметь капитализацию 1-2 млрд дол.
И под такие реальные проекты можно привлекать финансирование западных партнеров.
Почему?
Есть ряд причин:
- Фактор доступа к дешевым источникам электроэнергии становится базовым индикатором конкурентоспособности как для отдельных бизнесов, так и стран в целом. Для оптимизации нагрузки на ОЭС, это могут быть «ночные» производства, что снизит потребность нашей энергетической системы в балансирующих мощностях.
- Инвесторам интересны такие проекты, вспомним «жалобу» Байрактара на вымогательство 10 млн дол за подключение к сетям. А здесь – доступ и тариф будут гарантированы.
- Советские АЭС строились как индустриальыне площадки. То есть существует колоссальный задел по мощности сетей, удобные транспортные коммуникации, ветки железных дорог, территории под индустриальную зону, где можно размещать лишь производство.
- Города-спутники АЭС создавались с хорошо развитой инфраструктурой.
- Проект решает проблему наших ВПЛ, то есть потенциально выгоден Европе.
- Проект сохраняет потенциал и целостность социального капитала, единство трудовых коллективов разуршенных на востоке и юге заводов.
- Инвестиции в производство окупят затраты на жилье и социальную инфраструктуру. А в проектах «модульных городков» – никогда.
- Три проекта, три чартерных города – это дополнительная генерация ВВП с высоким уровнем добавочной стоимости.
- Такие проекты – стимул для развития ядерной энергетики, строительства новых реакторов, в т.ч. модульных. В противном случае, для кого мы будем наращивать мощности, учитывая деиндустриализацию страны? Для схематоза с экспортом электроэнергии?
- Это хорошая площадка для обкатки концепции свободных чартерных городов в современном экономичекому укладе.
Осталось только достучаться до людей, принимающих решения.