Проблема временно перемещенных лиц. Что может сделать Украина?

Миллионы украинцев оказались вдали от дома
фото: glavcom.ua

Как сохранить человеческий капитал в виде 2-3 млн людей, которые не смогут вернуться в свои дома?

Слабая позиция – обсуждать, настоящий или нет Путин приехал в Мариуполь инспектировать «потемкинские кварталы».

Сильная позиция – заявить о реализации в Украине системного проекта по решению проблем временно перемещенных лиц (ВПЛ).

Мы же знаем, что нет ничего более постоянного, чем временное.

У нас уже были ВПЛ в 2014-м году. Так «временными» и прожили все восемь лет.

Нефть 21 века – человеческий капитал.

Люди – это золото любого государства.

Как сохранить человеческий капитал в виде 2-3 млн людей, которые не смогут вернуться в свои дома?

Я уже писал о своей идее – проект «Феникс».

Строительство рядом с АЭС (до 20-30 км) специальных городков, которые могли бы стать не только местом размещения ВПЛ, но и магнитом для привлечения инвестиций.

Три фактора успеха проекта.

1. Создание для инвесторов индустриальных платформ – бесплатное подключение электроэнергии и льготный тариф на 5-10 лет. Размещение энергоемких и трудоемких производств.

Получаем первую, производственную сферу проекта – создание рабочих мест и привлечение инвестиций.

Сохранение социокультурных общностей ВПЛ, их традиционного жизненного уклада (занятость в промышленности, социальная среда).

2. Вторая сфера проекта – создание качественного жизненного пространства: школы, детские садики, парки, спортивные сооружения и т.д.

Ведь то, что предлагается для ВПЛ сейчас – это гетто в виде модульных городков, без социальной инфраструктуры, рабочих мест, качества жизни.

3. Третья сфера – безналогове пространство в таких городках для малого и среднего бизнеса.

Качественная предпринимательская среда, без фискального давления и регуляций.

Упрощенное землевыделение. Заявочный принци ведения бизнеса.

Это создание прототипа чартерных городов в Украине, в которых бизнес развивается на основе саморегуляций, специальных советов предпринимателей.

Проект «Феникс» можно начать на базе уже существующих городов, которые являются базовымии для действующих АЭС:

  • Южноукраинск – Южно-Украинская АЭС;
  • Нетешин – Хмельницкая АЭС;
  • Вараш – Ровенскаяя АЭС.

Каждый из таких инвестиционных проектов будет иметь капитализацию 1-2 млрд дол.

И под такие реальные проекты можно привлекать финансирование западных партнеров.

Почему?

Есть ряд причин:

  1. Фактор доступа к дешевым источникам электроэнергии становится базовым индикатором конкурентоспособности как для отдельных бизнесов, так и стран в целом. Для оптимизации нагрузки на ОЭС, это могут быть «ночные» производства, что снизит потребность нашей энергетической системы в балансирующих мощностях.
  2. Инвесторам интересны такие проекты, вспомним «жалобу» Байрактара на вымогательство 10 млн дол за подключение к сетям. А здесь – доступ и тариф будут гарантированы.
  3. Советские АЭС строились как индустриальыне площадки. То есть существует колоссальный задел по мощности сетей, удобные транспортные коммуникации, ветки железных дорог, территории под индустриальную зону, где можно размещать лишь производство.
  4. Города-спутники АЭС создавались с хорошо развитой инфраструктурой.
  5. Проект решает проблему наших ВПЛ, то есть потенциально выгоден Европе.
  6. Проект сохраняет потенциал и целостность социального капитала, единство трудовых коллективов разуршенных на востоке и юге заводов.
  7. Инвестиции в производство окупят затраты на жилье и социальную инфраструктуру. А в проектах «модульных городков» – никогда.
  8. Три проекта, три чартерных города – это дополнительная генерация ВВП с высоким уровнем добавочной стоимости.
  9. Такие проекты – стимул для развития ядерной энергетики, строительства новых реакторов, в т.ч. модульных. В противном случае, для кого мы будем наращивать мощности, учитывая деиндустриализацию страны? Для схематоза с экспортом электроэнергии?
  10. Это хорошая площадка для обкатки концепции свободных чартерных городов в современном экономичекому укладе.

Осталось только достучаться до людей, принимающих решения.