Проект «Электронное государство» возможен в Украине уже в 2019 году
Уровень, на котором находится Украина в плане внедрения электронного государства не самый высокий, но и далеко не самый низкий
Многие люди не понимают что такое «электронное государство». Для многих в голове сразу возникает образ какого-то большого компьтера, котрый будет регулировать все процессы и даже давать команды. Особенно боятся «электронное государство» чиноники. В этой фразе они видят определенную угрозу. Отчасти они прав. Поскольку «электронное государство» - это удар по коррупции.
Прежде всего, все процессы в электронном государстве должны быть в очень быстрой информационной доступности для рассмотрения, оценки и анализа. Гражданин может практически всегда определить, когда будет запущен новый лоукостер в страну (т.е. как работает министерство транспорта), как скоро и за какие деньги будет отремонтирован интересующий объект (путепровод, например, Шулявский в Киеве) и прочие вопросы.
Открытость государственных органов всех уровней (не только правительства, но и судебной и законодательной веток государства), говорит о том, что вы можете задать любой вопрос любому органу власти, и не можете не получить ответ вовремя.
Еще один принцип – доступность электронных сервисов для всех, равные возможности. Конечно же, для этого необходимо наличие у вас доступа в Интернет. С этой опцией в Украине нет проблем. Согласно ииследованию Kantar TNS в начале 2019 года всемирной сетью пользовалист 70% украинцев. При это 74% интернет-пользователей используют для выхода в Интернет смартфон, а 45% пользователей называют смартфон своим основным устройством. Другими словами, даже бабушки уже научились пользоваться преимуществами интернета при помощи самых простых смартфонов
Следует отметить, что уровень, на котором находится Украина в плане внедрения электронного государства не самый высокий, но и далеко не самый низкий.
По данным ООН, которая производит раз в два года исследования и публикует рейтинг стран по индексу развития электронных государственных сервисов, в 2018 году Украина занимает 82-ое место. Сказать, что позиция Украины плохая или хорошая, нельзя. Считается, что мы обладаем высоким уровнем индекса развития электронного государства. Но всего несколько лет назад мы были на 32-ом месте. И опускаемся мы в рейтинге не столько потому, что откатываемся, а потому что другие страны очень быстро поднимаются. Обычно первая десятка стран достаточно стабильна. Это - Великобритания, Дания, Австралия, Финляндия, Сингапур, Япония, Германия.
Важно понимать, что если у меня в кармане нет механизма, идентифицирующего меня в Интернете однозначно, у меня нет возможности пользоваться услугами электронного государства. И пока в Украине не будет высокого уровня проникновения этого механизма среди населения, нельзя говорить о массовом внедрении электронного государства.
Каким образом это сделать? Нет другого выхода, кроме как бесплатно выдать его людям вместе с идентификационным документом – паспортом или паспортом в форме ID карточки.
Например, наша компания INDUSTRIAL INNOVATION GROUP (IIG) готова оказать полный спектр услуг, имея замкнутый цикл производства электронных документов, которые обеспечивают технологический базис всем сервисам электронного правительства. Качество гарантирует INTERPOL. Это не шутка. Именнно наша команда создала для сотрудников Генеральной Ассамблеи Международной организации уголовной полиции (INTERPOL) электронные идентификационные и паспортные документы.
Дальнейший прорыв страны в «лигу сильнейших» среди мировых компаний – это вопрос конкуренции. Уже сегодня укринские IT-специалисты на вес золота в мире. В Укриине насчитывается 180 тысяч програмистов, а IT-сектор генерирет оборот в IT-сфере свыше 1 млрд долларов. Тоесть потенциал есть и он огромн.
Украина фактически готова к внедрению электронного государства. На этом пути осталось одно препятствие - это базовая (первичная) идентификация, начиная с рождения ребенка. Парадоксально, но Украина, как крупнейшее государство в Европе с высокоразвитой IT-отраслью не имеет электронного реестра своих граждан. Лишь 3 млн. граждан обеспечены электронными карточками, и то с очень урезанным функционалом и степенью защиты, которая оставляет желать лучшего.
Для полноценного запуска проекта E-Ukraine степень проникновения должна быть не менее 50% т. е. в эквиваленте – 20 млн карточек. Однако, резкий спрос на е-услуги и их взрывное появление произойдет уже когда количество карт превысит 10 млн.
Я убежден, если государство действительно заинтересовано в развитии качественного электронного сервиса, оно должно бесплатно обеспечить своих граждан ID-картой и четко определить ее как единственный ключ к доступу к услугам госорганов и общению к государством.
Андрей Первушин, генеральний директор«Киевского предприятия вычислительной техники и информатики» (INDUSTRIAL INNOVATION GROUP)