Путинский саммит БРИКС: демонстрация силы или геополитическая ловушка
«Что сейчас делает Путин – это не признак силы России... Это, к сожалению, признак слабости Запада»
XVI Саммит БРИКС в Казани (крупнейшее международное мероприятие в России с начала «СВО»), главная цель достигнута: Путину удалось показать миру, что Россия не в изоляции при всех ее преступлениях и при всем санкционном давлении НАТО и ЕС.
Большинство стараний было направлено на пропаганду своего и внешнего мира (прежде всего стран Глобального Юга), что Россия все еще не второстепенная страна. В общем, это было одно тотальное пиар-мероприятие, а не что-то о реальной политике или экономике.
Фактически главу Китая Си Цзиньпина (2 место в мире по ВВП), премьера Индии Нарендру Моди (5 место по ВВП), президента ОАЭ Мухаммада ибн Заид Аль Нахайяна (29 экономика мира), президента Египта Абдул-Фаттаха ас-Сиси (38 экономика мира) и президента ЮАР Сирила Рамафосу (40 экономика мира) Путин использовал в качестве витрины для мелких государств Глобального юга: «смотрите, здесь собрались такие сильные и богатые, присоединяйтесь». Лула да Силва (Бразилия, 9 экономика мира) с помощью аварии и больницы удачно избежал судьбы экспоната, свалив все на министра МИД. Ну а от Ирана (36 экономика мира) приехал президент Масуд Пезешкиан, потому что визит аятоллы не по рангу Путина.
С Саудовской Аравией (19 экономика мира) Путин вообще провернул достаточно неблаговидный финт: она на саммите была как «приглашенная страна» и представлял ее глава МИД принц Фейсал Аль Сауд. Но принимали Саудовскую Аравию так, будто она уже присоединилась к БРИКС и является полноправным членом организации. Даже флаг был установлен в одном звене с флагами членов БРИКС. То есть нагло использовали для той же рекламной кампании Путина и БРИКС.
С другой стороны, численность делегаций указывает, что главным если не распорядителем, то бенефициаром все же не Россия: делегация Китая – 560 человек, Индии – 260, Турции – 237, Венесуэлы – 228, ОАЭ – 198 человек.
Однако в любом случае не стоит упускать из виду базовую дефиницию: БРИКС – ни в коем случае не аналог НАТО, ЕС или НАФТА (North American Free Trade Agreement США, Канады и Мексики). Это даже не организация – это набор стран, у которых нет ни секретариата, ни никаких институций. Есть только одна формальная структура БРИКС: банк, который возглавляет подруга Лулы да Силвы, экс-президент (2011-16, получила импичмент за коррупцию) Дилма Руссефф.
Этот банк должен выполнять функцию, которая сейчас больше всего интересует Путина (и, фактически, это единственное, что его интересует от БРИКС) – налаживание платежной системы-аналога SWIFT. У Путина есть, что продавать странам, не присоединившимся к санкциям. Но проблема в том, что платят за российские товары разными и чаще всего слабыми и неконвертируемыми валютами, без соответствующей платежной системы остаются «фантиками» или даже обременениями российской экономики (а товары, значит, Россия просто раздает бесплатно за условную оплату).
Те же индийские рупии можно израсходовать только в Индии. То есть мало того, что Россия продает им нефть с огромными скидками и льготами. Да еще и выручка из того – рупии, на которые Россия должна что-то купить опять же в Индии. Дабл профит Муди, так сказать. А Индия – все-таки не Китай, у нее достаточно ограниченные товарные предложения. Потому и рупии России потратить очень сложно на что-то нужное.
С китайским юанем за российский газ и другие товары ситуация где-то такая же, только более унизительная для России: потому что нужные России товары для закупки на юане Китай производит в достаточном количестве и ассортименте. Однако далеко не все соглашается продавать РФ. Потому что элементарно не желает попасть под массивные антироссийские санкции США – ведь именно Америка остается главным экономическим партнером Китая, ссориться с ней никто не будет.
Итак, если подводить экономические итоги БРИКС, то здесь прогнозировано никаких результатов – никакой «дедолларизации торговли» между странами-членами. Потому что у БРИКС есть четкое распределение независимо от объема ВВП: есть страны-парии (Иран и Россия) и есть страны-доминанты в БРИКС (Бразилия и Китай, который БРИКС и расширение организации использует для собственной игры – с Турцией, которая не прочь присоединиться, с Индией, категорически против Турции, с Саудовской Аравией и т.д.).
И вот страны-доминанты БРИКС достаточно однозначно заявили свою позицию (российская пропаганда удачная, что не слышала, не видела и ничего подобного не было): они не хотят развития БРИКС в формате против Запада. И даже как «альтернатив Западу» они БРИКС не рассматривают. Только как еще одна из возможностей.
И вот это было тайным желанием Путина, которое жестоко обломало: кристаллизовать вокруг БРИКС мощную антизападную коалицию (на это толсто намекали и заявление Путина о совокупной численности населения стран БРИКС и объемах экономик; а также активное распространение кремлевской пропагандой инфографики о том, что страны БРИКС совместно контролируют либо большинство, либо значительную долю всех ценных ресурсов планеты, в противоположность скромной в этом контексте частице Запада). Этого не будет.
Хотя бы потому, что развитые рынки так или иначе все равно на Западе. А те, что не на Западе (Южная Корея, Япония, Австралия, Новая Зеландия) все равно фактически принадлежат Западу.
Хотя, вернее, это один из желаемых вариантов для Китая: стать флагманом антизападного фронта во главе звена мощных экономик мира. Однако эти планы точно не сейчас и не на текущие обстоятельства. Пока с Западом идет масштабный торг.
И здесь есть еще один аспект нынешнего сборища БРИКС: то, что сейчас делает Путин – это не признак силы России. Или Китая.
Это, к сожалению, признак слабости Запада. По крайней мере, на период глобальной переоценки Западом своей роли в мире. Пока не будет сформулирована новая ценностная основа (на данный момент уже отсутствует).
Ведь в БРИКС присутствуют не только диктатуры, но и вполне демократические страны (та же «самая большая демократия планеты» Индия и в целом демократическая Турция) – которые, однако, не хотят пока/снова делать выбор в пользу Запада. Запад не дает им достаточных аргументов.