Рекомендации руководству Беларуси: хватит думать и действовать, как субъект иностранной Федерации
Кремль предлагает Лукашенко «слить» суверенитет Беларуси
Вице-премьер России Дмитрий Козак Беларуси отказался обсуждать компенсацию потерь для Беларуси от налогового маневра. Он отказался от переговоров с белорусской делегацией о скидках на газ для Беларуси на 2019 год. Понятное дело, Кремль снял с повестки для Беларуси и России вопрос о создании единого энергетического рынка, т. е. реализации принципа свободы перемещения товаров и услуг. Причину такого решения один их фаворитов Кремля тоже не стал скрывать: сначала нужно принять «принципиальные решения о движении в направлении дальнейшей интеграции России и Беларуси в рамках Союзного государства». Чуть раньше этот же тезис публично озвучил В. Путин на начале декабря на встрече глав государств – членов ЕАЭС.
В переводе с дипломатического, геополитического языка на народный «дальнейшая интеграция», по мысли Кремля – это проведение референдума о формировании новой политической единицы – союза Беларуси и России как конфедерации или (вариант) федерации. С единым президентом, парламентом, судебной властью, при сохранении национальных органов власти, которые будут подчиняться решениям союзных органов власти. С единой валютой, внешней и оборонной политикой, единой военной, финансовой, таможенной, энергетической, транспортной, инфраструктурой политики. Едиными службами безопасности, стандартами и процедурами работы рынков товаров, услуг, денег и рабочей силы. Выработка и контроль за соблюдением этого единства – в Москве. Такой сценарий выгоден лично для В. Путина и его узкого круга, как механизма продления своей легитимности еще на 10 – 14 лет (после 2024 г.).
По сути дела, Кремль предложил А. Лукашенко «слить» суверенитет Беларуси, стать таких же субъектом в отношении Москвы, как Чечня или Татарстан. Взамен – внутренние цены на энергоресурсы, продление кредитных линий Беларуси с увеличением их объёма на 10 лет, согласие на покупку электроэнергии с Белорусской АЭС, ликвидация барьеров на перемещение товаров, а также включением больших белорусских предприятий в новый объединённый госзаказ.
Цена «покупки» суверенитета – ежегодно в течение десяти лет - ~ 7 – 10% белорусского ВВП.
А. Лукашенко в ярости от такого ультиматума. Его переговорные козыри, ссылки на договор об ЕАЭС, союзном государстве биты Кремлём. Его поведение показало, что бумажки с названием «международный договор» для правителей Москвы – это лишь прикрытие realpolitik.
Правители России поступают не как союзники и партнёры, а как шантажисты, которые более 20 лет реализовывали план по втягиванию Беларуси в свои орбиту интересов, по созданию огромной зависимости Беларуси от России. Теперь Кремль переходит к очередной фазе реализации этого долгосрочного плана – поглощение. «А если нет, мы отключим газ» - и это не кино, а реальна жизнь.
Как ни парадоксально, мы должны сказать Владимиру Путину «спасибо» за принуждение к созданию в Беларуси полноценных институтов независимой, суверенной страны. Москва выталкивает нас из своего льготного пространства, которое, как сегодня очевидно, является геополитической мышеловкой. Беларусь прикормили, превратив её в нефтяной эмират. Сегодня цена за сохранение этого статуса – отказ от независимости. Абсурдно высокая, неприемлемая, аморальная цена. Добрый сосед её бы никогда не предложил.
В этой ситуации А. Лукашенко, правительству Беларуси нужно, наконец, начать действовать не как субъекту Российской Федерации, а как полноценной европейской независимой стране. Да, нам предстоит пережить окончательный развал Советского Союза. Не факт, что Кремль спокойно примет ответ Беларуси «нет» на своё предложение. Возможны самые разные сценарии принуждения А. Лукашенко, топ фигур в его окружении, руководителей большого государственного бизнеса и силовых структур.
В самом плохом сценарии Беларусь в 2019-220гг. может получить удар силой до 10% своего ВВП. Нам грозит, как минимум, 50-процентная девальвация BYN-рубля, удорожание энергоресурсов, коммуналки, а также резкое ухудшение финансового положения сотен госпредприятий. Можно забыть про зарплату в $500 в 2019-2020гг. Дай Бог, чтобы не пришлось резко мобилизовать силовые структуры, увеличивать их финансирование.
Такой «чёрный» сценарий едва ли реализуется, но А. Лукашенко и его правительство должны иметь чёткий план exit strategy. Вот такие меры были бы адекватными складывающейся ситуации:
1) Реализация на деле тезиса А. Лукашенко «Нет равных условий — нет Союза». Это значит, объявление моратория на членство в ЕАЭС и проекте «Союзное государство».
2) Принятие бюджета страны с учётом мировых цен на энергересурсы, без энергетического гранта со стороны России.
3) Заморозка проекта «БелАЭС» до проведения всестороннего объективного анализа всех аспектов безопасности, в том числе площадки строительства на предмет сейсмоустойчивости.
4) Формирование национального информационного поля, противодействие инструментам, проектам информационной войны.
5) Изменение курсовой и валютной политики Беларуси, исключением RUR-рубля из корзины валют, к которым привязан BYN-рубль. Переход на мультивалютность, т. е. легализацию пяти валют (BYN-рубль, $-доллар, евро, RUR-рубль, польский злоты).
6) Системное изменение бюджетно-налоговой политики: сокращение налоговой нагрузки, отказ от бюджетного финансирования коммерческих проектов, переход на систему адресной денежной помощи гражданам, установление предельного объёма совокупных государственных расходов в 25- 30% ВВП.
7) Проведение переговоров по реструктуризации внешнего государственного долга. В случае шантажа кредиторов – объявление технического дефолта по долгам самых агрессивных и несговорчивых кредиторов.
8) Проведение массовой приватизации в пользу белорусского бизнеса по ценам, которые реально складываются на рынке, с учётом показательной способности белорусского бизнеса. Малые предприятия в областях и городах продаются жителям этих областей и городов.
9) Проведение общенациональной амнистии капитала, осужденных по экономическим преступлениям, отмена штрафов, пени, решений по конфискации частной собственности. Ликвидация нормативных актов, которые криминализуют коммерческую деятельность. Принятие нового формата взаимоотношений между бизнесом и государством с чистого листа: простые налоги, простая регуляторная среда, приоритет – безусловная защита частной собственности, банковской тайны и свободы установление обмена товаров и услуг. Наказание бизнеса – только в случаях доказательства нанесения ущерба жизни, собственности гражданам.
10) Децентрализация власти. Расходы бюджета должны быть максимально приближены к человеку (район, город). Полный контроль над доходной и расходной частями бюджета. Введение международных стандартов корпоративного управления. Максимально быстрая адаптация Беларусью норм и стандартов международной торговли для обеспечения свободы перемещения денег, товаров и услуг.
Шанс Беларуси на настоящую независимость – создание более благоприятных, выгодных, конкурентных условий для денег, товаров, услуг и человеческого капитала, чем во всех соседних странах. Наша стратегия – в создании мощных национальных институтов, гарантирующих личную, политическую, гражданскую и экономическую свободу. В Индексе человеческой свободы 2018 (Human Freedom Index) Беларусь оказалась на позорном 128-м месте. Наш шанс на национальное возрождение, на благополучное независимое европейское государство – это Беларусь в Топ-30 по этому индексу. Кремль прекрасно научился вести дела со странами, власти которых пинают ногами свободу. Подчинить своим планам страну, в которой миллионы людей ценят и защищают свою свободу гораздо сложнее.