Россия могла бы стать второй Норвегией. Но выбрали «свой путь»
Сейчас Норвегия богатейшая страна, представляющая своим гражданам мощную социальную поддержку
Так сложилось, что я в начале 2000 хорошо поездил по России. Не по столицам, в столицах обычную жизнь не увидишь. Довелось побывать в глуши, как говорится «де Іван теля не водив».
Я не стану говорить о неустроенности, нищете, повальном пьянстве населения, я в последний раз ступал на российскую землю в день захвата Крыма, и, полагаю, больше не ступлю. Возможно, за последние 10 лет что-то в жизни российского народа изменилось к лучшему. Я не знаю точно, но чудеса иногда случаются.
Не о том я хочу сказать.
Последний год моя волонтерская деятельность связана с Норвегией. Норвегия – северная страна, горная, с разнообразным климатом, в том числе и весьма суровым, особенно за полярным кругом. Население небольшое – около 6 миллионов человек на огромную, как для Европы, площадь. Плотность населения невелика. Страна невероятно красивая, я и не представлял, что Север может быть настолько завораживающе хорош. И не думал, что эта суровая красота мне так зайдет.
До 70-х годов часть Норвегии, в частности ее нефтяная столица – Ставангер, в своем благополучии зависели от вылова сельди. Поймали – прожили сезон, не поймали – бедствуем.
Потом были открыты месторождения, со сложной добычей, но богатые и жизнь изменилась. Очень изменилась. Скажем так, кардинально.
Сейчас Норвегия богатейшая страна, представляющая своим гражданам мощную социальную поддержку. И с каждым годом, особенно после того, как РФ выкинули с европейского рынка углеводородов, она становится богаче и богаче. Конкретно, рост доходов в нефтяной сфере за прошлый год составил более 125 миллиардов евро. Это преамбула.
Теперь – амбула :)
Россия – одна из красивейших стран мира, с богатой разнообразной природой. Единственное, о чем я сожалею, это то, что я никогда не увижу и не покажу своей семье Байкал, таежные реки, невероятные пейзажи Заполярья, не проедусь на лодке по волжским ерикам.
Нефтяные доходы РФ в последние 20 лет были огромны, настолько велики, что их бы хватило на то, чтобы превратить обжитые российские территории в подобие благополучной, комфортной Норвегии. Построить современную инфраструктуру, дороги, больницы, школы, детские сады, дать доступ населению к новому здравоохранению, образованию, построить науку на новой базе, новые производства...
Судя по цифрами доходов российского бюджета – это было реально. Судя по тому, что получали пригожинские структуры, видно куда эти деньги шли.
Теперь – вопрос.
Почему страна богатая, красивая, обширная, мягко говоря, не страдающая от отсутствия территорий, всю свою историю занимается не благоустройством себя, не улучшением жизни населения, не превращением заселенных территорий в рай, вызывающий у окружающих восхищение? Почему она не строит дороги, больницы и школы на нефтяные деньги? Почему вдалеке от столиц нет ничего, кроме загаженной природы, депрессии, пьянства и безысходности? Почему Россия нападает на соседей, вмешивается в их дела, откусывает от них территории, если не может дать ладу свои собственным землям и богатствам? Что это за необъяснимое желание нагадить и украсть у соседей, и нежелание наладить и улучшить все у себя?
Вопрос, конечно, риторический. Особенно в реалиях сегодняшнего дня.
Они всегда были такими и другими не будут.
Норвегия у них не получается. Получается Териберка.
Всегда получается Териберка.