Российскую оппозицию никто не выбирал. Почему так?
Встреча с представителями Европарламента, первые выводы
Два месяца назад, когда мы только начали готовить координационную встречу оппозиции в Берлине, самый амбициозный план выглядел так: встретиться, посмотреть друг на друга и попытаться не разругаться по какому-нибудь вопросу, начиная с регламента встречи.
После напряженного двухдневного разговора мы сумели не просто не разругаться, но подготовить и подписать совместную декларацию, в которой отразили базовые и разделяемые всеми представителями демократической оппозиции позиции: война против Украины преступна и развязавшие ее российские власти – преступники, путинский режим нелегитимен, территориальная целостность Украины не должна подвергаться сомнению.
Неделю назад, когда максимально широкий фронт российской демократической оппозиции собирался на встречу с представителями Европарламента в Брюссель, то амбициозный план выглядел так: встретиться, посмотреть друг на друга, обсудить перспективы взаимодействия и попытаться публично не разругаться по какому-нибудь вопросу.
После напряженного двухдневного разговора мы сумели не просто не разругаться, но достичь, на самом деле, серьезных результатов. Представители Европарламента согласились с подходами и принципами, зафиксированные в Берлинской декларации. По итогам встречи Европарламент признает бессмысленность взаимодействия с путинским режимом и видит в широкой коалиции подписавших Берлинскую декларацию коллективного партнера по переговорам. Диалог между Европарламентом и широким составом российской демократической оппозиции будет продолжен. Для подготовки следующей встречи в таком же формате будет создана постоянно действующая рабочая группа.
Все это звучит достаточно бюрократически, но это серьезный успех, если не прорыв. В отсутствие какой-либо электоральной легитимности международные и европейские институты не могут воспринимать отдельные личности или команды в качестве полноправных представителей оппозиции и уж тем более страны.
Создав в виде Берлинской декларации точку не объединения, но консолидации широкого состава российской демократической оппозиции, мы сумели убедить Европейский парламент в нашей легитимности, как партнера по диалогу и переговорам.
Представителей оппозиции никто не выбирал, потому что выборов нет и провести их невозможно. У нас нет своей Тихановской с ее выборной легитимностью, у Путина хватило ума не пускать никого на выборы. Но у нас есть широкое горизонтально сформированное сообщество, которое безусловно представляет большую часть оппозиционного демократического фронта за счет участия очень широкого спектра различных команд, проектов и направлений подписавшие Берлинскую декларацию.
Я очень признателен всем участникам встречи. Спасибо Европарламенту, Андрюсу Кубилюсу, Сергею Лагодинскому, Бернарду Гетта и Влоджимежу Симошевичу. Спасибо представителям феминистского сообщества, которые заставляют нас – немолодых мужчин – по-другому относиться к вопросам гендерного равенства. Спасибо представителям grassroots, горизонтально сформированных организаций за ценные уроки по построению равноправного диалога. Спасибо представителям коренных народов за то, что помогают взглянуть на некоторые вещи другими глазами.
Мне очень жаль, что несмотря на приглашение команда ФБК не стала принимать участие в брюссельской встрече. Команда Навального – важная часть демократической оппозиции. И хотя другие участники встречи неоднократно поднимали вопрос об освобождении Алексея и других политических заключенных, было бы важно на таких встречах слышать и голос команды ФБК. Надеюсь, что на следующем разговоре подобного формата мы их увидим.