Российская борьба с миграцией крымчан
Проект «Крымская витрина» полностью провалился – жить на полуострове становится хуже день ото дня
На прошлой неделе произошли два события, на первый взгляд, не связанные между собой. Во-первых, в Крыму объявили об ужесточении режима пересечения админграницы с материковой Украиной по украинским паспортам. А во-вторых, в МВД России предложили давать российское гражданство в льготном порядке всем, кто родился в Крыму. Таким образом, Россия собирается ограничить поездки крымчан за пределы полуострова, одновременно навязывая свое гражданство украинцам, которые покинули Крым.
23 ноября вице-премьер российского правительства Крыма Игорь Михайличенко сообщил, что власти Крыма будут просить руководство соседней России продумать меры по ужесточению контроля за миграцией крымчан на материковую Украину.
По информации российских пограничников, через три пункта пропуска в нынешнем году админграницу пересекли порядка 250 тысяч человек с крымской регистрацией. И российских силовиков очень беспокоит наличие у крымских мигрантов украинских паспортов, поскольку это освобождает их от заполнения российской миграционной карты при въезде на полуостров. Справедливости ради отметим, что большинство крымчан предпочитает брать в поездку два паспорта, показывая российским пограничникам российский документ, а украинским – украинский. Но россияне всячески культивируют миф о том, что украинская сторона изымает и уничтожает российские паспорта крымчан.
По данным украинской пограничной службы, за январь-сентябрь 2018 года было зафиксировано порядка 1,3 миллиона пересечений админграницы. Из них – 670 (тыс. – Ред.) пересечений в сторону Крыма, и 713 (тыс. – Ред.) – на материковую Украину, что, видимо, очень раздражает российские власти Крыма.
И это вполне объяснимо: проект «Крымская витрина» полностью провалился – жить на полуострове становится хуже день ото дня. Долгожданный Керченский мост оказался подарком для российских олигархов, практически не оказав позитивного влияния на жизнь крымчан.
В то же время российским сказкам о нежизнеспособности Украинского государства, которые Кремль активно рассказывает с 2014 года, уже никто не верит. Как и в рассказы о «фашистах» в Киеве или Херсоне. Одной поездки на материк даже для опасающихся вполне достаточно, чтобы понять, что Россия лжет – нагло, цинично и во всем.
Это для российских властей и рядовых россиян оказалось ударом ниже пояса – их миф об «освобождении полуострова от украинской хунты» разбился вдребезги о поездки крымчан на материк. Особая проблема у российских властей возникла после того, как по украинскому загранпаспорту стало можно путешествовать по Европе без оформления визы. Книжица с двуглавым орлом такого преимущества не дает. И крымчане поодиночке и семьями потянулись в Херсон оформлять биометрические паспорта граждан Украины. Если в январе-сентябре 2017 года крымчане в офисах Миграционной службы Херсонской области получили 8398 биометрических паспортов, то уже через год – более 55 тысяч.
Помимо украинских загранпаспортов, крымчане оформляют и новые внутренние паспорта граждан Украины в виде ID-карт – с начала нынешнего года их получили уже более 4,5 тысяч жителей полуострова.
Попытки со стороны россиян добиться отказа крымчан от украинского гражданства закончились плачевно – через год после аннексии таких оказалось всего 19 тысяч. Даже бывшие украинские госслужащие, которые перешли на службу в российские органы власти, умудрились сохранить свои украинские паспорта – то ли на всякий случай, то ли не особо веря в длительное пребывание России на полуострове.
Второй неприятный момент для россиян – это студенты из Крыма в украинских вузах. Их пока еще не очень много, но с каждым днем, понимая бесперспективность крымского российского диплома, с которым даже в России на работу берут с опаской, наиболее дальновидные родители отправляют детей учиться за пределы полуострова.
Наконец, немало крымчан работает на материковой Украине – взять хотя бы тех же моряков, которые по российским документам не могут выходить в море.
В общем, украинский паспорт для крымчан стал пропуском в большой мир, а навязанный российский – бумагой для внутреннего пользования.
Однако очевидно, что Россия постарается ограничить поездки крымчан на большую землю. Для этого могут быть реализованы различные сценарии, начиная от поимки очередных «диверсантов», заканчивая эскалацией военного конфликта с Украиной.
Прежде всего, будет введен официальный запрет на проход через российские пункты пропуска с украинским паспортом и крымской регистрацией – таких крымчан обяжут проходить с российским документом. Исключение коснется только тех, кто в 2014 году успел официально отказаться от российского гражданства. Но таких в Крыму совсем мало – порядка 3,5 тысяч человек.
В наиболее сложной ситуации в этом случае окажутся те крымчане, которые выехали с полуострова до аннексии или после, но сохранили крымскую регистрацию. Им-то, скорее всего, и предложат получить российский паспорт по упрощенной процедуре, который подготовило российское Министерство внутренних дел.
В проекте указа, подготовленного МВД России, предполагается, что люди, которые родились в Крыму и выехали до 18 марта 2014 года, получают гражданство России, минуя все административные процедуры. «Это было бы справедливо», – пояснила временно исполняющая обязанности начальника главного управления по вопросам миграции министерства Валентина Казакова.
Учитывая российскую практику навязывания гражданства, многие украинцы, рожденные в Крыму задолго до прихода россиян, могут с удивлением узнать о своем новом статусе.
А в целом такие игры с гражданством и паспортами не сулят крымчанам ничего хорошего – чем хуже будут обстоять дела в России, тем больше она будет закрываться от мира, рисуя картинки счастливой жизни за высоким забором.
Однако, желая ограничить вояжи крымчан на материковую Украину, российские власти понимают, что такая политика может привести к социальному взрыву. «Главное, чтобы здесь не получился социальный взрыв. Потому что родственники на Украине у каждого второго», – выражает свои опасения Михайличенко, который приехал руководить полуостровом из России.
Когда в 2014 году россияне захватывали Крым, они не могли себе даже представить, какой пуповиной для крымчан стал Перекопский перешеек. Не совсем понимали это и многие крымчане. Однако спустя пять лет оказалось, что Украина для них гораздо ближе, чем это казалось ранее: «большое видится на расстоянии».
Ни «отжим» земли и собственности, ни повышение пенсионного возраста, ни рост цен и тарифов не спровоцировали социального бунта крымчан. Но лишение их возможности выезда на материковую Украину может оказаться той последней каплей, которая переполнит чашу терпения. И это окажется смертельным ударом для мифа о «российском Крыме».