Сирия вернулась в Лигу арабских государств. Что это значит
Возвращение Сирии в Лигу потенциально может ударить по интересам России
По поводу возвращения Сирии в Лигу арабских государств спустя 12 лет.
Первое
Это политическая победа Дамаска. Для региона Башар Асад больше не изгой. Это закрепляет его победу в военной фазе конфликта, который длится с 2011 года. Правда, к самому урегулированию еще далеко, битва за послевоенный мир продолжается.
Второе
Возвращение Сирии в ЛАГ обусловлено стремлением региональных арабских держав ограничивать влияние Ирана. Именно опасения окончательного скатывания Сирии к статусу иранского прокси привели к тому, что в какой-то момент с подачи Эмиратов возобладала более прагматичная линия: на реинтеграцию, а не изоляцию Дамаска.
Третье
Возвращение Сирии в ЛАГ повысит вероятность политического урегулирования войны, но не гарантирует это. Поскольку очевидно, что решение конфликта связано не только и не столько с ЛАГ и членством Дамаска в региональных организациях. Куча вопросов остаются нерешенными: санкции Запада, неподконтрольные территории, курды, национальное примирение, беженцы и т.д.
Четвертое
Пытаясь реинтегрировать Сирию в лоно арабской «семьи», региональные страны пытаются включить Дамаск в новую, пост-американскую, архитектуру безопасности на Ближнем Востоке. Предпочтительно, чтобы Сирия играла роль балансира (а не чьего-то прокси) между Эр-Риядом, Анкарой и Тегераном, как это было во времена Хафеза Асада.
Пятое
Несмотря на всякие там пафосные вопли в Москве, возвращение Сирии в ЛАГ потенциально может ударить и по интересам России. Ведь формирование пост-американского регионального порядка на Ближнем Востоке – это, прежде всего, защита интересов региональных держав, а не внешних игроков. России это тоже касается. Другими словами, саудовцы, эмиратцы, египтяне и остальные, продвигавшие тему реинтеграции Сирии, хотят создать такой баланс, который был бы свободен как от монопольного влияния США, так и РФ. Поэтому пост-американский Ближний Восток, который сейчас пытаются выковать на наших глазах – это не только про уход Штатов, но и про уход подсанкционной и изолированной России.