Соседи, которые ведут себя не очень по-соседски. И речь пойдет не о России
Они не против ослабления Украины настолько, чтобы из состава нашего государства вышли области, которые могут значительно увеличить территории этих стран
Много ли проблем у нашей страны? Их огромное множество. Это и коррупция, и не объявленная война с Россией, и клептократы во власти, и коррумпированные суды, и... Перечислять можно до бесконечности. Но сегодня буду писать не об этих проблемах, которые уже навязли на зубах каждому украинцу. Нет! Я хочу поговорить о проблемах, которые сегодня кажутся не очень важными, но уже в ближайшие годы могут привести к катастрофическим последствиям. И многим эти проблемы не понравятся. О них не принято говорить. Каждый день - одна тема. Сегодня первая проблема. Соседи, которые ведут себя не очень по-соседски. И речь пойдет не о России.
Дело в том, что наши политики, увлекшись поиском агентов Кремля и видящие во всех негараздах руку Москвы, не видят, а вернее отказываются замечать проблему, которая давно назрела. Речь о Польше, Венгрии и Румынии. Если вы спросите меня враждебные ли это нам страны, то я скажу, что нет. Но все ли их действия можно считать дружескими? Я отвечу так же отрицательно. Польша, Румыния и Венгрия последовательно раздают паспорта в пограничных с этими государствами областях. Раздача идет по всем направлениям. Через профильные структуры, консулов и ксендзов, с облегченной процедурой и с понятными мне перспективами.
Дело в том, что мы уже видели подобный сценарий. Крым, где жителей просто засевали российскими паспортами, по итогу подвергся аннексии. И если кто-то мне сегодня скажет, что подобное со странами, которые входят в ЕС, невозможно, то хочу напомнить, что о невозможности войны с Россией говорили до 2013 года практически все, а тот же Европейский Союз не вечная структура. И поэтому можно с уверенностью говорить о том, что подобная раздача паспортов - это работа наших соседей на перспективу. Нет, они не станут аннексировать эти территории. Но они не против ослабления Украины настолько, чтобы из состава нашего государства вышли области, которые могут значительно увеличить территории этих стран. А уж их «право на самоопределение» они поддержат.
Получение паспорта Венгрии и Румынии, а также карты поляка, выдаваемой Польшей, дает нашим гражданам не только возможность легко пересекать границу или трудоустраиваться, но и предоставляет возможность получать пенсии, которые более высокие, чем в Украине, а также получать весь пакет социальных гарантий этих стран. Именно паспорта этих стран дают их обладателям, с гражданством Украины, принимать участие в выборах в высшие и местные органы власти. На этой сессии ПАСЕ один из венгерских делегатов в кулуарах сказал, что украинский закон об образовании его мало беспокоит. Но весной в Венгрии будут выборы, и ему важно, как проголосуют 70 000 его избирателей, которые живя в Украине в Закарпатской области, являются владельцами венгерских паспортов.
В том же Берегово украинская речь - это исключение, а не правило. А на вопрос, как проехать туда-то мы услышали ответ - nem tudom. Да, нам ответили на венгерском. И это не секрет ни для власти, которая сидит в Киеве, ни для местной власти, которая сидит в Закарпатье с венгерскими паспортами в карманах. Пока, несколько лучше ситуация происходит в сопредельных областях с Румынией и Польшей. Говорят там на украинском, но это лишь потому, что ассимиляция местного населения происходит менее агрессивно и вследствие некоторых местных нюансов. А история с островом Змеиный и с агрессивной позицией Румынии тогда, лишь подтверждает мои предположения о том, что такие «друзья» будут преследовать свои личные территориальные и экономические интересы за счет соседних стран, как только представится такая возможность. Надо заметить, что Румыния с 2009 года выдает паспорта не только гражданам Украины румынского происхождения, а гражданам нерумынского происхождения, которые могут доказать, что их предки родом с Северной Буковины, которая входила в состав Румынии. А экзамен по румынскому языку они вообще отменили, чтобы упростить раздачу паспортов. Дело в том, что среди значительной части политикума нашего соседа до сих пор популярна идея т. н. «Великой Румынии», распространения влияния на приграничные регионы Украины. Поэтому наличие «румынских граждан» на территории Одесской и Черновецкой области дает повод Румынии выдвигать исключительные права. Данные «права» могут варьироваться от увеличения румынских школ до пересмотра ряда спорных моментов на украинско-румынской границе.
По карте поляка тоже есть немало вопросов. Официальная цель введения карты - поддержка родственных, этнических и языковых ценностей польского народа в странах экс-СССР и Балтии. Косвенная цель - привлечение культурно близких трудовых мигрантов в Польшу, а в последние годы и создание местных общин, ориентированных на Польшу. Чтобы понимать ситуацию, надо сказать, что в Республике Беларусь и в Литве отношение к карте поляка далеко не позитивное. В этих странах после активной раздачи карт озаботились этой проблематикой. А мы традиционно игнорируем, ведь рак еще не свистел.
Украина тоже может попытаться раздавать свои паспорта в приграничной зоне. Но возникает два вопроса. Во-первых, зачем это нам надо и во-вторых, кто будет брать наш паспорт, который не очень престижен среди жителей сопредельных государств? Поэтому нам надо уже сегодня заниматься этой проблемой, пока она не выросла до уровня катастрофы. И тут понятен алгоритм действий. Дело в том, что многими высокопоставленными чиновниками с двумя паспортами движет алчность и корысть. А значит, они понимают, что в случае развития сценария подобного тому, что произошел на Донбассе, их возможность потерять все значительно выше, чем возможность приумножить. Это сдерживающий фактор. И его надо использовать.
Так же должна системно проводиться работа СБУ по предотвращению работы сепаратистских структур, которые занимаются раздачей паспортов и проводят антиукраинскую пропаганду среди местных жителей. Необходимо либо переориентировать местные политико-финансовые элиты на украинский вектор, либо произвести мягкое смещение политических элит на проукраински ориентированные. Также требуется быстрое создание и реализация национальной программы по переселению в эти области проукраинских переселенцев, которые выехали из зоны АТО. Предоставление им жилья и работы станет не просто мотиватором для подобных действий, но и реально может изменить ситуацию.
Нужно вернуть престиж украинскому гражданству. А это одними патриотическими лозунгами не сделать. Создание комфортных условий проживания для украинских граждан и создание рабочих мест не только повысит лояльность украинцев к государству, но и остановит трудовую миграцию из Украины. Если у людей есть дом, работа и перспективы, то они не бегут из страны, как с тонущего корабля. Кроме того, есть целый набор экономических и гуманитарных программ, которые необходимо реализовывать уже сегодня для того, чтобы изменить ситуацию завтра. А иначе этого завтра у нас может просто не быть.
В конце я хочу подчеркнуть, что и Венгрия, и Румыния, и Польша не планируют захват наших территорий, но они не против получить влияние на живущих там граждан или увеличить свою территорию за счет Украины, при возможных условиях. По крайней мере это требуется осознать и начать реализовывать свой сценарий отстаивания национальных интересах в рамках законодательства Украины.