Тень крымского «референдума» на президенте Зеленском
Президент Владимир Зеленский в ходе инаугурации обещал стране болезненные компромиссы, но без отказа от оккупированных территорий – Крыма и отдельных районов Донбасса.
Администрация президента рассматривает варианты «мирных переговоров» с Москвой в ситуации, когда россияне вообще не заинтересованы в завершении войны.
Администрация президента Украины Владимира Зеленского рассматривает вынесение на референдум вопроса о мирных соглашениях с Россией, сообщил глава АП Андрей Богдан.
«Имелось ввиду не формат, и это говорил Владимир Зеленский во время своей избирательной кампании, что окончательное решение, если оно будет неоднозначно воспринято обществом, если там будут точки проблемные для восприятия теми или иными, может быть вынесено на референдум, чтобы не какой-то политик принимал решение, которое раскалывает общество, а чтобы сам народ, само общество приняло такое решение, подходят те или иные договоренности», – сказал Андрей Богдан.
Он уточнил, что Киев вынужден искать компромисс с Москвой, но без торговли «нашими территориями и нашими людьми». Как это может быть реализовано на практике, глава АП детализировать не стал. В то же время имеются серьезные основания полагать, что подобные планы в перспективе не сулят обществу ничего хорошего.
Во-первых, нет юридических механизмов по проведению такого голосования. Конституционный суд весной прошлого года отменил закон о всеукраинском референдуме, принятый в 2012 году при президенте Викторе Януковиче.
Статья 3 указанного закона содержала норму о том, что на референдум могут выноситься вопросы принятия новой Конституции, изменений территории страны, принятия или отмены законов, а также любой вопрос, рассмотрение которого не противоречит Основному закону. Столько широкая трактовка оснований для референдума стала одной из причин отмены закона в КСУ. Проведение референдумов по таким правилам могло подорвать конституционную стабильность государства.
Получается, что команда нового президента, если они действительно хотят организовать такое голосование, нацелена на принятие нового закона. Возможно, поэтому они так спешат с выборами в Верховную Раду, пока рейтинг президента Зеленского и партии «Слуга народа» остается на высоком уровне. В нынешних условиях у них есть шанс получить контрольный «пакет акций» в парламенте нового созыва и принять любой интересующий их проект.
Учитывая заявление господина Богдана, содержание нового закона о референдуме будет дублировать смысл предшествующего нормативного акта со всеми вытекающими последствиями: возможность его оспаривания в КСУ.
Во-вторых, помимо формально-юридических оснований, существуют еще принципы государственного строительства и просто здравый смысл. На референдум нельзя выносить вопросы, голосование по которым всецело зависит от степени политической грамотности и информированности населения. Межгосударственные отношения и война – одна из таких тем, в которых у общества нет всей полноты информации о реальном положении дел. Она есть у президента, премьера, глав разведывательных и силовых органов.
Соответственно, итог голосования будет зависеть от того, кто и как информирует граждан. И тут открывается широкое поле для манипуляций. Поэтому в цивилизованных странах такие вопросы не выносят на всенародное обсуждение. Подобный «референдум» нельзя представить в США или государствах ЕС.
Именно в таком режиме Россия провела в украинском Крыму незаконный «референдум». На «голосование» поставили вопрос, по которому граждане не были полностью осведомлены. Кремль еще в первые дни аннексии начал тотальную зачистку информационного пространства республики. Некоторые крымчане до сих пор искренне недоумевают, почему «референдум» 2014 года был незаконным. «Ведь у нас была автономная республика! Имели право!» – типичные заявления тех, кто никогда не открывал Конституцию АРК, но зато вдоволь насмотрелся российского телевизора.
Третье – именно этого от украинской власти ждут в Кремле. Уже на следующий день после скандального предложения Андрея Богдана российское руководство выдвинуло свои требования. Их озвучили через главу фракции ЛДПР в Государственной думе Владимира Жириновского: провести «референдум» по статусу Крыма и Донбасса, предложив украинцам согласиться с оккупацией; разогнать депутатов Верховной Рады; ввести президентским указом (кстати, это незаконно) новую систему выборов; отменить закон об украинском языке, дать амнистию сепаратистам и коллаборационистам, вернуть украинское православие под контроль РПЦ.
Речь не идет о персональных пожеланиях господина Жириновского. Он как глава думской фракции и знаковый представитель российской власти в очередной раз повторил все кремлевские «хотелки» по Крыму и Донбассу, но в контексте заявлений Андрея Богдана.
Глава президентской администрации планирует предстоящие переговоры с Москвой, но есть важный нюанс. Никто не может гарантировать, что Россия пойдет на «мирные соглашения». Кремль всячески демонстрирует, что не собирается вступать ни в какие переговоры: постоянные обстрелы, «выборы», проведенные в ОРДЛО, раздача российских паспортов и постоянные требования к Киеву напрямую договариваться с Луганском и Донецком.
И последний аспект – нельзя ставить под сомнение суверенитет страны в угоду политической целесообразности или личных амбиций. Это прямая дорога к краху украинской государственности, на которую надеются российские власти аннексированного Крыма. Их расчет крайне прост: исчезает Украина – и они из пособников кремлевских оккупантов превращаются в обычных российских чиновников с возможностью ездить в ЕС, а не только в «ДНР».
Господин Богдан – бывший адвокат олигарха Игоря Коломойского, с которым связывают нового президента. Владимир Зеленский назначил его на должность вопреки рекомендациям западных партнеров и требований закона. Как настаивают юристы, Андрей Богдан подпадает под действие закона о люстрации.
В свете скандальных заявлений Игоря Коломойского идея провести референдум о «мирных переговорах» с Россией не выглядит странной. После второго тура президентских выборов предприниматель заявил, что на Донбассе «гражданский конфликт», поддерживаемый Россией, что вызвало критику со стороны волонтеров и экспертов. Важно, что он не назвал Россию агрессором или оккупантом, хотя эта формулировка уже используется в официальных документах международных организаций, включая резолюции ООН.
Некоторые наблюдатели восприняли это как признак того, что команда Владимира Зеленского не исключает возможных «компромиссов» с Кремлем. Обтекаемое заявление Андрея Богдана лишь усиливает эти подозрения, хотя подобные действия могут дорого обойтись президенту Зеленскому.