Тезисно про «План победы»
«Зеленский – максималист. Он сознательно поднимает планку наших политических требований, даже зная, что немедленного ответа не будет»
Этот план – способ подтолкнуть наших партнеров к более сильным решениям и решительным действиям, к формированию общей стратегии действий, которая должна усилить наши позиции, и принудить Россию к переговорам. Это план силового принуждения России к миру и силового сдерживания России, чтобы она не начала против нас новой войны. Это попытка сломать негативные инерционные тенденции, возникшие и в ситуации на фронте, и в политико-дипломатическом процессе вокруг войны между Россией и Украиной. Насколько удастся реализовать этот план – в значительной степени зависит от наших партнеров, а также от результатов выборов в США.
Что касается содержания Плана, который презентовал Президент Зеленский в Верховной Раде, то большинство его пунктов я прогнозировал еще месяц назад, и не потому, что я такой хороший прогнозист, имел ли какие-то инсайды (никаких инсайдов у меня не было) а потому, что было понятно общая логика наших предложений и их потенциальное содержание. Поэтому, не стоило ожидать каких-либо сенсаций в этом плане. Суть этого плана в его системности, комплексности и определенном максимализме. А придумать что-то необычайное, какое-нибудь чудо-оружие или сенсационный рецепт завершения войны, кардинально изменяющий ситуацию, просто невозможно.
Каждый пункт этого Плана имеет свои функциональные нагрузки, свою цель, но они имеют и общий политический подход – это стратегия силового давления на Россию.
Суть первого пункта – приглашение в НАТО уже во время войны. Это не о членстве в НАТО уже сейчас. Суть этой идеи, чтобы страны НАТО уже в ближайшее время послали мощный сигнал Путину, что Украина будет в НАТО, и что тема членства Украины в НАТО не будет предметом торгов с Путиным, а скорее, наоборот, должна стать инструментом политического давления на него. Скажу прямо, пока я не вижу готовности наших партнеров (особенно Администрации Байдена) быстро отреагировать на это предложение. Тем не менее, им придется обсуждать эту тему, в том числе и в контексте предстоящих переговоров о завершении войны.
Второй пункт – перенесение военных действий на территорию России, чтобы увеличить цену войны для России, и тем самым принудить ее к переговорам о завершении войны. На самом деле это решающий инструмент давления на Россию, но для этого нам нужны дополнительные и специальные ресурсы.
Третий пункт – наиболее посвященный и интересный – о силовом сдерживании России путем размещения на нашей территории мощных неядерных силовых ресурсов. Этот пункт никто не прогнозировал, в том числе и я. Что это возможно, лучше могут ответить военные эксперты. Но я вспоминаю, как в России были раздражены размещением в Восточной Европе американских баз противоракетной обороны. Если речь идет о создании на территории Украины военных баз НАТО или США и других наших западных партнеров, это скорее на послевоенный период, это инструмент сдерживания России от новой войны. Кроме того, для создания иностранных военных баз на нашей территории придется вносить изменения в Конституцию Украины, что невозможно пока действует закон о военном положении в Украине.
Четвертый пункт – об экономическом взаимодействии с нашими партнерами. Украина предлагает Соединенным Штатам Америки вместе с определенными партнерами, в частности с Евросоюзом, частью которого будет Украина, заключить специальное соглашение о совместной защите имеющихся в Украине критических ресурсов, совместном инвестировании и использовании соответствующего экономического потенциала. По сути, речь идет о том, что такое взаимодействие должно стать материальной и экономической базой европейской и евроатлантической интеграции Украины, а также инструментом материально-ресурсного поощрения наших партнеров для поддержки интеграции Украины в западный мир, и для более надежного обеспечения нашей безопасности (чтобы они защищали в и свой экономический интерес). Также мне кажется, что этот пункт особенно предназначен для Трампа, который всегда думает о деньгах и бизнес-интересах.
Пятый пункт (о замене американских войск в Европе украинскими) – парадоксально красивый и амбициозный. Он тоже стал неожиданностью. Внешне это выглядит как нечто фантазийное. Но на самом деле это тоже мотивация наших партнеров. Это предложение и для Трампа (многие трамписты хотят, чтобы американские войска ушли из Европы), и одновременно для европейцев, которые опасаются, что США выйдут из Европы и лишат европейцев свои зонтики безопасности. Это творческое использование идеи Бориса Джонсона, которую он обнародовал летом в Дейли мэйл. Цитирую Бориса Джонсона: «В армии у украинцев более миллиона человек. Они сейчас хорошо привыкли работать с техникой НАТО и являются самой эффективной антироссийской силой в мире. Как только война закончится, нет причин, по которым украинские войска не должны заменить часть из 70 000 американских военнослужащих, все еще находящихся в Европе. Это позволило бы Трампу сэкономить деньги и вернуть американские войска домой, а также заставить европейцев делать больше для своей собственной обороны, являющейся одной из его ключевых целей».
Какова реакция наших партнеров на этот план?
Надо быть реалистами. Реакция будет неоднозначной и не будет общей (нам не будут говорить либо да, либо нет). По некоторым пунктам будет отложено решение (в том числе по дальнобойному оружию, а также по приглашению в НАТО). По отдельным предложениям мы можем получить положительный ответ уже в ближайшее время, по некоторым – после выборов в США, по другим только в следующем году, а по некоторым – только после завершения нынешней войны. По части предложений наши партнеры еще психологически не готовы к конкретному и положительному ответу, или между ними еще нет консенсуса.
Зеленский – максималист. Он сознательно поднимает планку наших политических требований, даже зная, что немедленного ответа не последует. За два с половиной года войны он уже привык, что сначала нам могут сказать «нет», потом – «подумаем», и в конце концов – «да». Но первый шаг – нашим партнерам нужно предложить конкретное решение, а дальше упорно давить на них. Такая методика у нас в основном и работает все время полномасштабной войны.