Традиции российского нацизма
Откуда у россиян столько ненависти к другим народам?
У Фридриха Горенштейна есть рассказ «Шампанское с желчью», в котором описана реакция советских людей на начало арабо-израильской войны 1973 года и на пропагандистскую истерию, которая поднялась тогда по поводу мнимых побед арабских союзников СССР. Герой рассказа оказался в это время в санатории, среди ликующих отдыхающих. Чтение поразительное, если заменить Израиль на Украину, кажется, что автор в феврале 2022 года все это у телевизоров обывателей-патриотов подсмотрел и в телеграм-каналах зетников вычитал.
«...Патриотический подъем отдыхающих был так высок, точно речь действительно шла о мировой войне. Последние известия начались необычно: первым номером показали не внутренние правительственные сообщения, не сообщения с заводов и полей, а зарубежные новости. После надписи «Война на Ближнем Востоке» пошли кадры победоносного наступления египетских войск на Синае. Вместо наступления, правда, показывали ликующих египетских солдат, которые маршевым порядком ехали на советских военных грузовиках и, подняв руки кверху, потрясали советскими «Калашниковыми». Показывали израильских пленных, изнеможенных, обросших.
– Судить этих (...) надо, судить! – кричал краснолицый...
«Ура!» – кричали из-за распространившегося в доме отдыха известия о полной победе арабов...
– Евреи бегут к морю спасаться. Америка согласна их спасать, Англия и Франция не согласны.
– Не пускать, – сказал краснолицый карагандист, – пусть ответственность несут...
– Разве это люди, – сказал жирный карагандинец, и чувствовалось, что каждое произнесенное им слово увесистое, накопленное и за каждым словом стоит много слов, еще более зоологических, более обнаженных....
– В Москве салют должен быть по случаю взятия Тель-Авива, – сказал краснолицый. – Я думаю, там наши ребята воюют…».
Однако потом что-то пошло не так:
«...Публика, собравшаяся смотреть теленовости... настроилась на кадры победного шествия египтян и сирийцев с «Калашниковыми», на кадры горящего Тель-Авива, в беспорядке лежащих на песке трупов израильских солдат, в страхе бегущих к морю толп еврейских женщин, стариков и детей, которых можно было бы созерцать со смехом и улюлюканьем… А вместо всего этого – гоголевское лицо Брежнева и гофмановское лицо Брандта. Публика как бы единым ртом издала вздох разочарования...
Расходились хмурые, с кислыми лицами, как после несостоявшегося погрома. Крови, крови хотелось…».
Горенштейн, столкнувшись с этой патриотической трагикомедией в доме отдыха (рассказ имеет документальную основу), наверное, подумал, что причина такого поведения отдыхающих – «извечный российский антисемитизм». Однако сейчас патриотическая телеаудитория в России ведет себя примерно также по отношению к Украине и украинцам. А как радуются Zетники (от журналистов и писателей до обывателей в комментах) каждому ракетному обстрелу украинских городов. Видимо, причины злобы, агрессии, ксенофобии на одной седьмой части суши – другие, более глубокие.