Три варианта будущего: что ждет Украину и РФ в экономике
Два участника конфликта, два варианта действий, четыре возможных диспозиции сторон в будущем
Поговорим об экономике. РФ и Украина.
Варианты действий: мейнстримная и немейнстримная экономические модели.
Говоря о мейнстриме вспоминаем 2014-2021 года.
Налогово-бюджетная консолидация:
- сокращение государственных расходов, прежде всего социальных и стимулирующих для бизнеса.
- увеличение сбора налогов.
- жесткая социальная политика;
Плюс – ограничительная монетарна политика.
Ключевое слово – рестрикция, сокращение во всем.
Немейнстримная политика.
Такого у нас еще никто не делал. Контуры «немейнстрима» можно увидеть в моих аналитических статьях.
«Немейнстрим» активно применяли в мире в период глобального финансового кризиса 2008 года и тотально – в период пандемии в 2020-2021.
«Немейнстрим» для Украины: экспансионистская бюджетная политика.
Рост государственных расходов на социальный сектор для реанимирования внутреннего платежеспособного спроса («потребительский укол адреналина в сердце экономики»).
Параллельно, достаточно жесткие меры по защите внутреннего рынка, иначе социальный стимул уйдет в импорт.
То есть выстраивание стимулирующей для внутреннего производителя линейки импортных пошлин.
Создание национального резервного фонда за счет экспортных пошлин на сырье и финансирование за счет этих ресурсов структурной перестройки экономики в сторону создания перерабатывающих отраслей (добавление одного технологического передела за условную пятилетку).
Формирование нового индустриального ядра в рамках приднепровского территориально-экономического района.
Стимулирующая монетарная политика: низкие процентные ставки за счет государственных компенсационных программ, пересмотр механизма монетарной трансмиссии.
Сейчас трансмиссия работает на аккумулирование профицита структурной ликвидности банковской системы в депозитных сертификатах НБУ.
Найбанк уже собрал в них 417 млрд грн при ставке в 23% – это под сто миллиардов гривен в виде процентов, которые НБУ платит банкам за год!
Колоссальная финансовая целевая эмиссия в интересах банковского капитала.
По Марксу, простейшая формула обращения капитала: Деньги – Деньги/штрих.
Отнимите эти 100 млрд грн из доходов банковской системы и иполучите глубоко убыточную и анемичную банковскую бизнес-модель.
НБУ, по сути, сам копает могилу финансовой системе: пытаясь снизить урвовень рисков и ослабить давление на денежный рынок (инфляция и девальвация) он забирает всю банковскую ликвидность себе под высокий процент.
При этом, происходит резкое падение уровня кредитования реальной экономики и она становится более плоской и уязвимой перед внешними рисками, то есть глобальный уровень рисков не снижается, а наоборот, растет!
Плюс формируется колоссальный навес ликвидности в 400 млрд грн и рано или поздно эту плотину прорвет.
Это как не пускать ребенка на улицу, чтобы не простудился, через год получим организм без иммунитета к внешней среде.
Нам нужно иная трансмиссия с таргетной, целевой, канальной эмиссией в интересах реального сектора экономики.
Вместо инфляции как энтропия, хаос – инфляция как монетарный импульс.
Нужно «бить» не растопыренными пальцами, а концентрированным монетарным кулаком для создания «монетарного толчка».
Сейчас НБУ из всей пятерни задействует лишь один «средний палец», который показывает реальному сектору экономики и использует для акцентированной эмиссии в пользу группы банков.
Кстати, выгодополучателей этой схемы легко обнаружить, узнав, какие банки получили больше всего процентов по депозитным сертификатам.
У каждой страны есть свой инструментарий монетарной эмиссии, составленный, исходя из специфики национальной экономики.
В США ФРС покупает трежерис (облигации Минфина), ипотечные ценные бумаги (рынок недвижимости является одним из ключевых индикаторов экономического роста в Америке) и, с недавних пор, корпоративные ценные бумаги.
Необходимый новый набор для Украины, кроме облигаций Минфина, это:
- облигации, выпущенные под пул банковских кредитов МСБ;
- облигации для финансирования критической инфраструктуры городов
- облигации для финансирование проектов критической инфраструкутры экономики;
- облигации для инфраструктурного развития технологических парков;
- ипотечные облигации
- «энергетические облигации» – для финансирвоание проектов в сфере энергетики.
- «зеленые облигации» – для финансирования экологических, социальных, научных, медицинских, образовательных проектов, создания жизненного пространства в городах, инфраструктуры в селах.
Кроме всего указанного выше – гарантии сохранности инвестиций с привлечением финансирования таких гарантий со стороны западных партнеров (G7).
Переход на систему «титулов Торренса» при учете материальных активов (земля, недвижимость, корпоративные права), когда государство несет финансовую ответственность за их сохранность и последствия рейдерских атак.
Полная дерегуляция на уровне микропредпринимательства – отмена регитрационных процедур, отчетности, уплаты налогов и сборов (лишь контроль оборотов на специальном банковском счете).
Государственная гарантия работы, государственная гарантия заказов на пострадавших от войны территориях.
Введение государственных администраций на неработающие (»брошенные») собственниками предприятия.
Резкое снижение налогов на труд до уровня 15%.
Применение лишь одного налога на труд вместо существующих трех (налогов и сборов).
Введение дифференцированной ставки НДС с понижением до 0-5% налога на социальные товары и услуги.
Передача основных «карательных» функций антимонопльному комитету и превращение налоговой– в сервисную службу.
Запуск проектов ICO – «народное» финансирование инфрастурктурных проектов и предприятий переработки сырья с помощью выпуска проектных криптовалют.
Коррекция земельной реформы – эксклюзивное право на покупку земли для накопительных пенсионных фондов.
Налог на прибыль – вместо сокращения ставки для наращивания прибыли бизнеса – создание стимулирующего механизма по реинвестированию прибыли в инновационные отрасли и НИОКР.
То есть, во всем – экспансионисткая политика, а не рестрикционная.
Уравнение по росту госраходов и сокращению налогов решается с помощью увеличения дефицита бюджета.
Что получим на выходе «мейнстрима» и «немейнстрима»?
Мейнстрим будет манить «макрофинансовой стабильностью» – стабильный обменный курс гривны и мираж низкой инфляции.
При этом, крайне низкие темпы рсота: 2-3% в год (без отрезка послевоенного восстановления).
Но инфляция все равно останется выше средней в долгосрочном интервале (сырьевая экономика обречена на повышенную инфляцию).
Девальвация гривны будет происходить вместе с очередными глобальными кризисами (сырьевая экономика обречена и на это).
То есть, выбирая между высокой инфляцией и низкими темпами роста, низкие темпы развития, получим и первое, и второе.
«Немейнстрим» даст высокие темпы роста ВВП на урвоне 5%+ и высокую динамику доходов населения.
Расцвет несырьевого бизнеса.
Стимулы для МСБ и микропредпринимательства.
Но будет постоянная плавная девальвация гривны и инфляция выше 10%.
Реальные доходы населения будут расти, то есть номинальный рост превысит инфляцию и девальвацию.
Теперь о комбинациях варинатов.
Самый оптимальный вариант: РФ применяет «мейнстрим», а мы – «немейнстрим».
Получаем очень быструю экономическую победу в течение 5-8 лет.
Средний вариант – обе стороны применяют «мейнстрим» и погружаются в омут стагнации на 10-15 лет. Растут другие – Азия, США.
Наиболее токсичный вариант для нас. Мы применяем «мейнстрим», а РФ «немейнстрим».
В таком варианте наша экономика выживает лишь на внешней помощи и кредитах. РФ быстро проводит структурную перестройку экономики.
Военный уровень поддержки Украины после завершения нынешнего конфликта быстро падает.
Россия усиливается и готовится к следующей фазе войны, мы слабнем, особенно демографически.
Через 5-8 лет – новая война с худшей для нас диспозицией сил и нас спасет лишь вступление к тому времени в НАТО или в ЕС.
Любая победа состоит из двух компонетнов – победа на поле боя и победа в экономике.
Я не буду льстить себе и писать о том, что в РФ почитали мои статьи и решили применить «немейнстрим».
Но и ЦБ РФ, и тамошнее правительство активно применяли компоненты «немейнстрима» и лишь на этой фрагментарности снизили глубину падения ВВП с прогнозных 10% до реальных 3%.
А также запустили структурную перестройку с элементами военной экономики.
Можем себе только представить тот эффект, если РФ применит целостную «немейнстримную» модель.
У нас пока все шансы пойти по пути «мейнстрима».
Об этом свидетельствуют кадровые назначения, обсуждаемые проекты «реформ», документы, подписываемые с МВФ, коммуникация с западными партнерами.
Шанс на «немейнстрим» есть только в плоскости политики, если появится политическая сила, которая возьмет на свои знамена подобные идеи.
Четвертный вариант – и Украина, и РФ идут по «немейнстриму».
В таком варианте формируется динамичная состязательная экономическая воронка и противостояние из военной плоскости переносится в экономическую.
Этот вариант был бы наиболее впечатляющим с точки зрения глобальной перезагрузки всех базовых экономических теорий и потому – наименеее вероятный, так как в нем не заинтересованы многие глобальные игроки.
На данный момент, наши политические элиты склоняются к третьему варианту, когда вопросы экономического развития, демографии и обороны будут решаться внешней рамкой: ЕС + НАТО.
Это самый простой для них вариант – ты должен просто выполнить пакет требований как ученик в школе.
Но у этого варианта есть одно слабое место – если внешняя рамка не появляется (нас не принимают в НАТО и/или ЕС) можем остаться у разбитого корыта, с неработающей экономикой, сырьевой специализацией и демографической дырой.
Работа над «немейнстримной» экономической моделью – это творческий политический акт, как когда-то в Сингапуре, Южной Корее, Германии, Японии, США, Турции, Китае, Польше, Индонезии и других странах.
Он возлагает на политические силы максимиальную ответственность за результат в обмен обещая лишь место в истории.