Три варианта окончания войны
Международный Уголовный Суд не закрывал окна возможностей договориться о мире. Просто с безумными убийцами не договариваются в любом случае
Прочел у Марина Шаповалова, что требование Гаагского МУС лишило российские элиты возможности отыграть назад. Мол, теперь-то будут наказаны все, по принципу гражданства. А до требований МУС фарш можно было провернуть назад.
Давайте разберемся в ситуации непредвзято, не с точки зрения гражданства и обиды за якобы незаслуженный остракизм, а с точки зрения банальной логики.
Начнем с простого.
Был ли возможен откат назад в принципе? Несомненно, да.
В первый месяц вторжения, когда даже самому тупому прапорщику стало понятно, что блиц-крига не будет, а будет бойня, можно было быстро собрать манатки и рвануть домой со всей возможной скоростью. С минимумом потерь в живой силе (пусть не с минимумом в абсолютных цифрах, так как битва за Киев стоила армии РФ тысячи убитых), и с минимумом санкций (их просто еще не успели ввести). Репутационные потери? Тут, конечно, пришлось бы прилюдно ползать хвост и признать, что допущена роковая ошибка! Прилюдно распять (не в прямом, конечно, смысле!) Советников и советчиков, наказать отвественных за поражение военных...
В общем, оттанцевать танец «Черт меня попутал!». Для внутренней аудитории придумали бы какую-нибудь правильную версию. Ну, типа, мы пожалели одурманеный НАТОвской пропагандой братской народ! Внутренняя аудитория все съела бы и еще добавки попросила.
Естественно, были бы санкции, но не в тех размерах, передел нефтегазового рынка, но не в таком масштабе. Если вы помните, то и Макрон, и Шольц отдуплились гораздо позже. В общем, до Бучи еще можно было выскочить их ситуации ободранными, опозоренными, но относительно целыми. Униженными, но непобежденными окончательно. После Бучи (Буча в этом тексте образ собирательный, чтобы не перечислять списком то, что натворили в Украине войска освободителей) любое отступление на приемлемых для проигравшего условия стало невозможным.
Путин предпочел не фиксировать убытки, а поднимать градус до немыслимых высот. И в этот момент окно возможностей для РФ закрылось.
На самом деле, претензии к российской власти возникли не в 2014 и не 2024 году, а последствия для Путина стали результатом по накопительному принципу.
Запад много лет закрывал глаза на питерскую дипломатическую школу подворотни: дешевые понты и нож с наборной ручкой в кулаке у бедра, было принято считать милой шуткой, просто шуткой, сопутствующей удачной торговле нефтепродуктами, такой милой особенностью российской власти.
Да мы быдло, но зато у нас есть нефть и газ. Мы убийцы, но дадим вам большую скидку! Подумаешь, Грузия! Ну, кто вам эти грузины! Подумаешь, Крым! Кто из вас покажет на карте этот исконно русски Крым?
Это было выгодно. Очень выгодно и удобно – не замечать, отвозить глаза, высказывать большую озабоченность. Только в конце последовательности таких компромиссов всегда стоит касса.
Рано или поздно наступает момент, когда приходится выбирать между выгодно и безопасно. Когда становится понятно, что распоясавший гопник реально возомнил себя царем горы, то выгода начинает отходить на второй план. Только, к сожалению, чаще всего это происходит тогда, когда ситуация приобретает необратимый характер.
На сегодня ситуативный расклад не допускает выхода РФ из войны без военного поражения. И даже, если такое допустить, выигрыш РФ в войне, не приведет к смягчению последствий. Путин любит дешевые прибаутки, так самое время сказать: поздно, Маша, пить боржоми, когда печень развалилась...
Есть три варианта развития событий, и все три для РФ пессимистичны. (Я намеренно не анализирую прогноз для Украины, это отдельная тема. Будем говорить, прогноз для нас тоже не солнечный, но, по крайней мере, есть варианты).
Мы исходим из того, что российские элиты оказались неспособны инициировать смену власти в Кресле, а нынешняя верхушка приняла решение играть вдолгую, кто кого в результате заборет.
1. РФ выигрывает войну. Истощив ресурсы запада, Россия оккупирует Украину, доходит до Львова и устанавливает свой режим на всей украинской территории. Это маловероятно, но...
Даже рассмотрев такую возможность, сложно назвать ее иначе, как пиррова победа. Присоединить дружественные территории и оккупировать территории врага – суть разные вещи. Сейчас не времена Македонского, оставлявшего в побежденной стране гарнизон в сотню человек, и продолжающего движение дальше. Захватить многомиллионную, огромную по площади страну с ненавидящим оккупантов населением – это еще то удовольствие. Тут в каждом селе будет по три Бандеры, а каждый город даст под сотню таких персонажей. Но оккупировать – это полдела. А как это все удержать?
Оккупация и поддержание режима на враждебной, набитой оружием и умеющими воевать людьми территории, требует не просто большого – колоссального ресурса. Санкции с РФ сняты не будут, консолидация западного мира против агрессора будет безоговорочной. Международная изоляция будет только прогрессировать. На территории, присоединенной к России в результате победы, будет идти постоянная партизанская война. Могу прогнозировать сложные внутренние процессы внутри РФ, но остановлюсь только на том, что никаких экономических выгод такая «победа» не принесет, а вот нерешаемых проблем будет много, расходов на поддержание статус кво значительно больше, чем доходов, и рано или поздно это закончится новой войной и крахом системы. Ни о каком откате на начальные позиции и речи быть не может. Это просто невозможно сделать.
2. Вариант второй. Война между Россией и Украиной длится много лет – например еще пять или десять. Находящаяся в изоляции РФ пытается жить по принципам военной экономики, производя танки вместо хлеба. Война отныне называется отечественной. Океания воюет с Остазией. Год за годом. Россия стреляет ракетами, украинские системы ПВО эти ракеты сбивают. На границах постоянный вялотекущий конфликт, кто-то у кого-то раз в неделю отжимает очередную серую зону. Изоляция, санкции, эмбарго – все остается на месте и только усугубляется. Режим в РФ все больше закукливается, элиты вынуждены работать на войну, так как это единственная возможность заработать. На сколько хватит финансовой подушки РФ, если танки вместо хлеба станет девизом, не берусь прогнозирлвать, но полагаю, что ненадолго. Затяжная война губительна для внутренней пропаганды – охлосу нужен результат, постоянно выдумывать его сложно. Нельзя вечно брать полтора сарая в Бахмуте, рано или поздно даже самые тупые потребители соловьиного помета начнут задавать вопросы. Ответ и тут невозможен, капитулировать никто не собирается, а отойти с достоинством некак и, в общем-то, незачем. Отступление никого не спасет, а механизм» все для фронта, все для победы» становится главным в спасении власти и единственным оправданием ее лидеров.
3. Вариант третий – РФ терпит военное поражение. Оно явно не будет тотальным, украинские танки не проедутся по Тверской, остатки орд Шойгу не удастся утопить в Тихом Океане. Россия – большая страна, это защищает ее лучше, чем ржавые танки. Победа, границы 91-го, Донбасс, Крым...
Ничто так не консолидирует охлос, как национальное унижение. Как ни странно, самый пессимистический из вариантов
окончания войны, одновременно самый выгодный для сохранения путинской клики у власти.
Это не Украина выиграла войну, противостоя российской агрессии, это НАТО и ЕС напали на нас, унизили, отобрали исконно русские земли. Вставай, страна огромная! Объединяйся вокруг символа несгибаемости, исконного русского лидера, в одиночку противостоящего западной заразе!
За что погибли ваши дети, мужья, отцы? За великую Россию, которую у нас пытаются забрать! Индо взопрели озимые! Дадим укоротить супостату! Гойда!
Народ именно к такой концепции и готовили, народу зайдет любой бред, так как почва подготовлена, зерна посеяны и все обильно полито кровью российских идиотов.
Можно ли откатить на начало в этом варианте? Нет. Невозможно. Как и в любом другом рассмотренном варианте. Нет места для пересмотра позиций, нет вариантов все забыть, простить или отвернуться. Слишком далеко все зашло.
И Международный Уголовный Суд не закрывал окна возможностей договориться о мире. Просто с безумными убийцами не договариваются в любом случае. Их сажают в клетку. Или уничтожают, как Саддама. Заключить с ними мир нереально – они все равно нарушат договоренности. И на примере Путина и его элит это стало очевидным. Впрочем, элиты – это не самое правильное слово для окружения безумного диктатора. Называть подельников убийцы – элитами, не комильфо.
Спасибо, что дочитали. Наше дело правое, победа будет за нами! И слава Украине, на которой империя сломала себе челюсти!