Центральная Азия – шок для Путина
Россия расплачивается за десятилетие пренебрежения и имперского мышления по отношению к своим союзникам
Республики Центральной Азии, традиционно воспринимаемые как заповедник российского влияния, в последнее время стали выходить из-под влияния Кремля. «Шокирующая Центральная Азия» оказалась неприятным сюрпризом для российских властей. Однако это лишь симптом постепенного излечения и роста субъектности постсоветских стран.
К республикам Центральной Азии в Москве после распада СССР традиционно относились как источники дешевой рабочей силы, ксенофобия в отношении выходцев из них особенно в РФ не скрывалась, часто превращалась в элемент государственной политики. Мусульманское сообщество отвечало на это строительством новых мечетей и массовыми праздничными молитвами в дни исламских праздников. Москву ничему не научила даже ситуация с этническими русскими в Туркменистане в 90-х годах ХХ века, которые при правлении Сапармурата Ниязова были вынуждены либо принимать исключительно туркменское гражданство, либо бежать в Россию, бросая собственное имущество. Но территориальные претензии к Казахстану представители русской политической элиты высказывали регулярно.
Тревожный колокольчик для Путина прозвучал накануне саммита ШОС, прошедшего в середине сентября в Самарканде. По дороге на него лидер Китая Си Цзиньпин свернул в Астану, где провел задушевные переговоры с президентом Казахстана Касимом-Жомартом Токаевым. Местные медиа отмечали, что лидеры двух стран говорили без переводчиков, и это невольно заставляет вспомнить, как Путин не мог произнести имя казахстанского президента во время встречи с ним. К тому же Си Цзиньпин достаточно четко высказался о поддержке территориальной целостности Казахстана. Напомню, что Токаев прошел интересную эволюцию: от политика, который в январе 2022 года призвал контингент войск стран ОДКБ для поддержания порядка в Казахстане, до президента, начавшего наступление на своего предшественника Нурсултана Назарбаева и объявившего о готовности досрочно баллотироваться, но только на один президентский термин. Кстати, сохранение Си в должности генсека Коммунистической партии Китая позволяет Токаеву рассчитывать на его дальнейшую поддержку.
Призыв президента Таджикистана Эмомали Рахмона к президенту Владимиру Путину с уважением относиться к центральноазиатским народам прозвучал неслучайно. Его произнес аксакал с когорты президентов региона (на должности дольше Путина), начинавший свою политическую карьеру с русифицированной фамилией Рахмонов. Несмотря на формат круглого стола, этот призыв имел эффект взорвавшейся бомбы, ведь ничего подобного от представителей Центральной Азии россияне точно не ожидали.
Расстрел, устроенный двумя военнослужащими армии РФ (таджики по национальности) мобилизованным россиянам в середине октября, свидетельствует, что российская армия не намерена отказываться от созданных на протяжении веков стереотипов. Теперь уже не у советских военных «собственная гордость», а у российских, и они постараются подгонять под собственные стандарты всех. Мусульманам, которым предлагают обменять службу в рядах российской армии в Украине, на российский паспорт «чуть позже», не стоит рассчитывать на уважение ислама. Это – привилегия кадыровцев, за которую председатель Чечни платит Кремлю щенкой преданностью. Этот расстрел заставил российские власти оперативно провести заседание Совбеза, по итогам которого его секретарь Николай Патрушев анонсировал изменения в миграционное законодательство РФ и рейды по местам компактного проживания мигрантов. На практике это будет означать усиление государственной ксенофобии в России и разнообразие коррупционных проявлений в общении выходцев из Центральной Азии и силовиков.
Россия не получила удар в спину, как могут считать некоторые. Она только расплачивается за десятилетие пренебрежения и имперского мышления по отношению к своим союзникам, четко почувствовавшим момент слабости Кремля и поддержку со стороны России. Агрессия Кремля в Украине стала катализатором разрушения русского мира на постсоветском пространстве, и этот процесс не остановить.