У Путина большие проблемы на фронте
Чем объясняются мизерные успехи россиян в зоне боевых действий
Прошел один год и двести восемьдесят один день войны. На фронте каких-то существенных изменений не произошло и сегодняшние карты ISW это констатируют.
Сегодня контр-адмирал в отставке Джон Кирби, американский чиновник, должность которого называется «Координатор Совета национальной безопасности США по стратегическим коммуникациям» в интервью телекомпании АВС заявил, что Белый дом обращается в Конгресс с просьбой незамедлительно рассмотреть законопроект о помощи Украине, Израилю и т.д. Он даже употребил словосочетание «отчаянно нуждается», когда речь зашла о помощи Украине.
Несколько ранее он говорил о том, что решение Путина об увеличении численности российской армии свидетельствует о том, что у него большие проблемы на фронте. Он выразился так: «Здесь нет сомнений, что Путин буквально разбрасывается человеческим мясом, чтобы попытаться удержать территорию, которую они незаконно оккупировали в Украине, а также попытаться захватить еще больше… Это лишь подчеркивает трудности, с которыми россияне сталкиваются в Украине и в дальнейшем будут сталкиваться…»
Я, кстати, тоже считаю, что у путинской России проблем не меньше, чем у Украины. Бесстрастная статистика говорит, что динамика обрабатывающего производства в России (а именно в этой динамике и зашита динамика ВПК) такова, что начиная с февраля 2022 года обрабатывающее производство падало и к середине года просело на 10%.
Потом, всю вторую половину года обрабатывающая промышленность возвращалась на прежний уровень. И достигла его снова лишь к январю 2023 года. Потом она начала бурно расти и выросла примерно на 8-10% за четыре месяца. Это и был эффект от бюджетных вливаний и связанного с этим перехода на двух-трехсменную работу. Начиная с апреля никакого роста в обрабатывающей промышленности России нет. И индекс промышленного производства в России это тоже подтверждает.
Теперь сколько не вливай денег в ВПК дальше расти за счет загрузки существующих мощностей он уже не может: они и так уже загружены под завязку. Нужно создавать новые мощности. А это совсем другие деньги и другие сроки. Особенно с учетом того, что доступа к качественным станкам и оборудованию у России из-за санкций нет. Можно навскидку сказать, что строительство нового завода по производству артиллерийских снарядов это не меньше 10 млрд. $ и четыре-пять лет строительства и наладки производства. Плюс необходимость наращивания мощностей у смежников. А это еще деньги и время.
Так что все эти пугалки, что вот, мол, случилось страшное: заработала могучая советская военная индустрия и теперь она будет как пирожки печь танки и самолеты – это все выдавание желаемого за действительное. Да, нарастили производство. На 10%. Ни о каком «кратном» росте не может быть и речи.
Этими 10% роста и объясняются все эти мизерные успехи россиян на фронте, которые, впрочем, заключаются лишь в том, что они сумели отразить украинское наступление и перехватить инициативу (пока, правда, без какого-то осязаемого результата).
И то, что Путин решил увеличить армию (прав Кирби) – это явный признак желания ростом числа солдат компенсировать дефицит оружия. Есть, конечно, комплементарная версия что ВПК наклепал такое количество военной техники, что уже не хватает солдат ею управлять. Но это из разряда влажных мечт: всем известен дефицит техники и боеприпасов в уже действующих частях МО РФ. И, конечно, новое оружие идет туда, взамен выбитому украинцами.
Разумеется, если украинский ВПК лежит полумертвым, а западная помощь резко сократится, то и этих 10% окажется достаточно, чтобы переломить ход войны и даже победить в ней. Но если западная помощь вновь пойдет в прежних (хотя бы) объемах, то эффект от этих путинских 10% почти наверняка исчезнет.