Украина, похоже, нашла иглу в яйце российского кащея
В России дефицит нефтепродуктов
С 1 марта 2024 года Россия запретила экспорт бензина. И хотя правительство подчеркивает, что это временная мера на полугодовой срок, похоже, нефтеперерабатывающая отрасль россии заходит в глубокое пике. В 2023 году россия уже прибегала к подобным мерам, запретив вывоз горючего с сентября 2023 года. Тогда такие меры объяснялись «насыщением горючего и с целью снижения цен», а причиной указывался «плановый ремонт» на российских нефтеперерабатывающих заводах. Запрет на экспорт бензина был принят после двухнедельного непрерывного роста биржевых котировок бензина и дизтоплива.
Но настоящей причиной только разворачивающегося топливного кризиса является планомерная работа украинских сил обороны по российским нефтебазам и нефтеперерабатывающим заводам.
За последние полгода в России и на оккупированных территориях в результате ударов беспилотными авиационными комплексами произошли пожары почти на 20 нефтебазах и нефтеперерабатывающих заводах.
В октябре-декабре 2023 года силы обороны Украины целенаправленно уничтожали нефтебазы на оккупированных территориях: дважды удар был нанесен по Феодосийской базе, прилетало на базы в Донецке, Луганске и Макеевке. В результате атак были серьезно усложнены и ограничены логистические возможности РФ по снабжению оккупационных войск.
Осенью прошлого года также были серьезно повреждены нефтебазы в городах Орел и Сочи на территории России и в очередной раз Афипский нефтеперерабатывающий завод. В конце года в результате удара пожар повредил нефтебазу «Роснефти» в Воронеже.
С начала 2024 г. глубина ударов украинских сил обороны существенно возросла. Атакованы и повреждены девять нефтебаз и нефтеперерабатывающих заводов на территории России.
В январе атакована нефтебаза «Орелнефтепродукт». 18 января украинские дроны, преодолев более тысячи километров, атаковали Петербургский нефтяной терминал – крупнейший российский терминал по перевалке нефтепродуктов в Балтийском регионе.
19 января была повреждена нефтебаза в Клинцах. 21 января – завод по переработке газового конденсата в порту Усть-Луга. 25 января был атакован нефтеперерабатывающий завод «Роснефти» в Туапсе. Завод, ориентированный на производство моторного масла, мазута дизтоплива, был остановлен как минимум до весны.
29 января был атакован один из крупнейших в России нефтеперерабатывающих заводов в Ярославле – «Славнефть».
Третьего февраля в результате атаки беспилотников был поврежден НПЗ «ЛУКойл» в Волгограде, что привело к остановке производственного цикла.
9 февраля были атакованы сразу два нефтеперерабатывающих завода в Краснодарском крае – Ильский и в очередной раз Афипский.
Результат атак россияне почувствовали уже в начале февраля. В январе нефтепереработка сократилась на 4% и упала до минимума за последние месяцы.
Следовательно, еще до введения эмбарго в январе 2024 года вывоз бензина за границу сократился на 37%, а дизтоплива (наибольшая статья экспорта нефтепродуктов) на четверть.
И хотя россия браво рапортует, что наоборот нарастила поставки нефтепродуктов на внутренний рынок и сформировала необходимые резервы, крупные топливные сети, например «ЛУКойл», уже столкнулись с проблемой обеспечения бензином. Дефицит по «Лукойлу» лишь официально составляет 700-800 тысяч тонн. При этом проблема будет обостряться в случае задержки ремонта установки каталитического крекинга в Кстове. «Лукойл» пытается решить проблему путем поставок бензина с нефтеперерабатывающих заводов других компаний. Но для этого нужно, чтобы они увеличили производство бензина, что в условиях санкций практически невозможно. Еще одной серьезной проблемой является логистика. Львиная доля поставок нефтепродуктов осуществляется по железной дороге, которая существенно перегружена логистикой военного снаряжения.
Это и спровоцировало рост биржевых цен, ограничения, а впоследствии – закрытие импорта. Только за половину февраля стоимость бензина марок А-92 и А-95 выросла на 7,2% и 8,45% соответственно. Это уже больно ударило по карманам россиян. Правительство ответило традиционно – возбуждением уголовных дел против топливных компаний. Но бензина от этого больше не стало.
Однако проблемы у россиян будут только нарастать. Поврежденные нефтеперерабатывающие заводы отремонтировать вовремя вряд ли удастся. Санкции на ключевые для отрасли товары и технологии, программное обеспечение будут вести к деградации переработки нефти, а следовательно — к росту дефицита. Решить проблему с дефицитом путем поставок с других заводов из глубины России из-за вышеупомянутых логистических проблем вряд ли удастся. Россиянам нужно привыкать к длительным периодам отсутствия горючего на заправках, огромных очередей, спекулятивных цен.
Но главные проблемы дальше. В настоящее время правительство не запретило экспорт дизтоплива, поскольку это самая большая статья доходов предприятий нефтепереработки, но приближающаяся посевная непременно спровоцирует кризис на рынке дизтоплива и необходимость существенного ограничения или фактического прекращения экспорта.
Далее, кроме обывателей и олигархов – владельцев нефтеперерабатывающих компаний, последствия ощутят армия и государство. Хотя экспорт сырой нефти даже с большим дисконтом и дальше приносит россии десятки миллиардов долларов на войну ((только Индия, увеличившая более 13 раз закупки нефти по сравнению с довоенным состоянием, принесла на войну более 37 миллиардов долларов), ни долларами, ни сырой нефтью не заправишь ни танков, ни самолетов. Однако в этом году начинают сказываться параллельные санкции. Экспорт нефти падает, и этот процесс будет увеличиваться. Получение реальных средств в конвертируемой валюте тоже проблема. Сокращение экспорта нефти и невозможность нарастить ее переработку внутри страны приведет к уменьшению и деградации добычи. Восстановить которую при отсутствии доступа к технологиям практически невозможно. Деградация нефте- и газодобывающей отрасли будет означать коллапс российской экономики и резкое падение уровня жизни. Война уже забирает почти половину государственного бюджета. Падение доступа к нефте- и газодолларам будет означать разруху и коллапс россии.
Украина, похоже, нашла иглу в яйце российского кащея и методично дает мастер-класс асимметричной войны…